В течение едва ли не всей истории российского кинематографа, включая дореволюционный и советский периоды, Крымский полуостров был для него великолепной «съемочной площадкой». Многие фильмы, которые были снят в Крыму, сразу и навсегда вошли в мировую сокровищницу кино. Другие критика оценила скромнее, но вот зрители были с ней категорически не согласны.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
Человек-амфибия
Три плюс два
Человек с бульвара капуцинов
Пираты XX века
Иван Васильевич меняет профессию
Сердца трех
Мираж
Алые паруса
Приключения Буратино
Сваты-4
9 рота
Викинг
Прощание славянки
Собака на сене
Всадник без головы
Джульбарс
Новые приключения неуловимых
Диверсант
Десять негритят
Небесные ласточки
Асса
Дикари
Гетеры майора Соколова
Земля Санникова
Узник замка Иф
Офицеры
Воры в законе
«Спортлото-82» (1982)
Режиссер Леонид Гайдай снял немало отличных лент, в том числе и более знаменитых, чем эта. Но «Спортлото-82» послужил Крыму бесплатной рекламой для туристической сферы – приключения героев заставили зрителей заинтересоваться крымской природой и мгновенно возрос спрос на пешие походы по полуострову.
Съемки проводились в Алуште (пляж), Феодосии (вокзал, базар, дом проживания героя), на мысе Капчик у Судака (автокемпинг). В кадрах также мелькали окрестности Долины привидений, запомнившиеся по «Кавказской пленнице», виды Аю-Дага и зубцы Ай-Петри.
При этом кинорежиссер не утруждал себя географическими соответствиями. Так, его герой, «квартируя» в Феодосии, отправлялся купаться в Алушту, а другой персонаж, нырнув в море возле Медведь-горы, выныривал у Нового Света (рекорд подводного плавания – 60 км!). Но для сюжета географический реализм роли не играл – все равно в фильме использовались вымышленные названия местностей. А выглядели все выбранные Гайдаем «декорации» отлично.
«Человек-амфибия» (1961)
Отзывы критиков об этой картине были холодными, но это из вредности – просто «спецы» в области кинематографа полагали, что ее вовсе не получится снять. Студия Диснея сочла сюжет Александра Беляева слишком сложным технически, а наши киношники и Крым справились с ним чуть ли не голыми руками.
Основным местом съемки стала бухта Ласпи у Севастополя. Сейчас это популярный объект, но в 1961 г. (съемочный год) он был относительно пустынным. И киногруппе не досаждало навязчивое внимание. Берега карибского острова снимали также у мыса Айя, у Карадага, у скалы Ифигения. В Судаке главные герои Владимир Коренев и Анастасия Вертинская проходили ускоренный курс подводного плавания (оба вообще-то плавали кое-как, хотя первый был сыном вице-адмирала и коренным севастопольцем).
В Крыму снимали только эпизоды, непосредственно связанные с морской гладью, в том числе подводные. Черное море много беднее Карибского по части морской живности, как следствие, режиссеру с оператором приходилось «высаживать» искусственные водоросли, надевать на камеры аквариумы с экзотическими рыбками и снимать безобидных катранов с сильным увеличением, чтобы они походили на опасных южных акул-людоедов. Все получилось так, что съемки из «Человека-амфибии» давно считаются классикой жанра.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)
«Кавказская пленница» является одним из самых знаменитых у Леонида Гайдая, лучших советских комедий и входит в число известнейших фильмов, снятых в Крыму. Загадка – почему Кавказ было решено снимать в Крыму (что, настоящего Кавказского региона мало было?), но факт – команда Гайдая во время съемок изъездила половину полуострова, тут фигурируют многие его достопримечательности, в том числе природные.
Забор сумасшедшего дома, из которого сбегает Шурик, играет ограждение симферопольского консервного завода. «Дорожные» эпизоды (встреча Нины и Шурика, погони) снимались на трассе Виноградное – Куйбышево, на Ай-Петри и возле села Лучистое.
Для городских сцен служила Алушта – там до сих пор стоит дом Фрунзика Мкртчяна (только ворота, у которых Никулин ел арбуз и в которые Моргунов вносил финский холодильник, уже заменены), а квас троица покупала в местном парке аттракционов у настоящей продавщицы. Там же находилась дача товарища Саахова, куда прибывали конспиративные борцы с ящуром и имение с именинами, где Шурик «подхватил» белую горячку.
Более всего прославились пейзажи района Долины привидений – «камень Варлей» и «Никулинский орех». Вообще, в Алуште экскурсии «по местам этого кино» являются одним из самых востребованных туристами предложений. Ныне «Песня про медведей» является обязательной составляющей музыкального фона в крымских городах в праздничные дни, при этом крымчан не беспокоит северная тематика – кино-то делали у них!
«Пираты ХХ века» (1979)
Большинство фильмов, снятых в Крыму, мгновенно превращались в легенду по одному или многим показателям. Так случилось с «Пиратами ХХ века» – одним из первых наших классических боевиков. За год его посмотрели 90 млн. зрителей – абсолютный рекорд кинематографа СССР.
Крыму снова пришлось переквалифицироваться в экзотический остров, ну да ему было не впервой. Важней было то, что Ялтинская киностудия располагала хорошей каскадерской и группой съемок под водой (созданной после «Человека-амфибии») – и то, и другое было обязательным для сюжета.
Основным периметром действия стали окрестности Нового Света – мыс Капчик и Голубая бухта (по иронии судьбы имеющая второе название Разбойничьей, то есть вполне пиратская). Туннели под толщей моря снимали на Тарханкуте, в районе Большого Атлеша, а деревню туземцев соорудили возле Коктебеля. Географический размах был вынужденным – требовались разнообразные условия, которые нельзя было получить в одном месте.
Даже съемочные постановки в помещении проводились в Крыму. Сцену на тонущем корабле делали в бассейне отеля в Массандре. Таврида в данном случае оказалась идеальным фоном – она была вполне экзотической, очень таинственной и достаточно пиратской.
«Сердца трех» (1992)
Крыму принадлежит еще один рекордный показатель советского кинематографа – в некотором роде трагический. «Сердца трех» Владимира Попкова полагают последним СССРовским фильмом – вышел он уже в 1992 г.
Режиссер подошел к делу экранизации киноромана Джека Лондона ответственно. На главные роли он взял легендарных на тот момент «гардемаринов» – Сергея Жигунова и Владимира Шевелькова. Прочий актерский состав (а там были Игорь Кваша, Дмитрий Харатьян, Альгимантас Масюлис) тоже подвести не мог от слова совсем. И выбор места съемок велся столь же скрупулезно.
Создатель ленты и С. Жигунов, делающий первые шаги к своему превращению в успешного продюсера, обратились к лучшим специалистам в области географии и геологии. Они просили указать точки в Крыму, чтобы не только походили на описанные в романе, но и объективно соответствовали природным условиям Латинской Америки.
Главным консультантом картины стал выдающийся ученый, доцент Киевского университета Э.Т. Палиенко. Он-то и указал группе лучшие пейзажи. В результате здесь фигурировали:
- поселок Утес (приморский городок, где живет семья Солано),
- Юсуповский дворец Кореиза (усадьба Солано),
- Массандровский и Воронцовский комплексы (особняк Фрэнсиса Моргана),
- Долина привидений (индейская деревня),
- гора Куш-Кая (фон для бунгало жрицы Атакавы),
- Никитская расселина,
- Голубой залив,
- зубцы Ай-Петри,
- крепость Фуна,
- массив Чатыр-Даг.
И все не только выглядело совершенно естественно, но и полностью соответствовало описаниям Джека Лондона.
«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
«Диким Западом» для советского кинематографа Крым становился неоднократно. «Человек с бульвара Капуцинов» по форме является комедийным вестерном — и почти полностью снят на Крымском полуострове.
География съемок незначительна, но разнесена в пространстве. Сцены в прерии (нападение индейцев, погони…) снимали у Белой скалы под Белогорском. Этот природный памятник весьма различен на вид в зависимости от ракурса — этим при съемках и пользовались.
«Городок Санта-Каролина» (а точнее, плоский макет без объема) построили в Тихой бухте под Коктебелем. Оба эти места популярны и посещаемы и без «киношной» составляющей. Декорации после съемок были уничтожены.
Местам съемок в этом случае никакой славы не досталось, но это и неплохо. Они в сюжете особой роли не играли, а истинное достоинство не позволяет лезть на первый план, где не надо. Зрители даже не задумывались, где все это снято — они просто смотрели.
«Алые паруса» (1961)
К подготовке съемок этой ленты руководство советского кинематографа отнеслось прохладно, а в результате получился шедевр на все времена. Крым в ленте был обязательной и весьма важной составляющей, ведь все знали, что А. Грин свои вымышленные города писал именно с населенных пунктов полуострова. Так что других видов в ленте, почитай, и нет.
Богатый дом Греев сыграл Воронцовский дворец — и шикарно, и вполне по-английски. Городской пейзаж, приложив минимум усилий, оформили прямо на набережной Ялты (отдыхающие наперебой записывались в актеры массовки). Ассоль проживала в Коктебеле — поселок тогда выглядел вовсе не шикарно и играл почти без «грима». «Секретом» Грея были поочередно два учебных парусника Черноморского флота.
На сегодня места съемок «Алых парусов» неузнаваемы (исключение — виды Карадага и других природных объектов в окрестностях Коктебеля) — фильм разменял седьмой десяток лет. Но его однозначному вхождению в золотой фонд советского кино Крым посодействовал более чем серьезно.
«Новые приключения неуловимых» (1968)
Список крымских кинолент однозначно будет неполным, если не включить в него детский фильм, без ума от которого были и взрослые — цикл про неуловимых. Конкретно на полуострове снимался второй фильм серии.
Дело по сюжету происходило в 1920 году, именно в Ялте, где располагалась (на самом деле располагалась!) контрразведка «черного барона» Врангеля. Снимали в историческом центре города — улицы Маркса, Рузвельта, Дражинского, Игнатенко, Графский проезд… Не обошлось без набережной и городского парка — именно в нем Яшка палил по врагу с карусели.
Поскольку требовались и природные виды, в ход пошли непосредственные окрестности курортной столицы, но главное — скала Дива в Симеизе. С нее предстояло прыгнуть удирающему от погони Яшке.
26 метров! Кроме того, скала обладает особыми «притягивающими» свойствами, делающими ее особенно опасной для экстремалов. В общем, даже знаменитые на весь СССР ялтинские каскадеры не решались выполнить этот трюк. Но фильм спас счастливый случай — с двух дублей обеспечил «Неуловимым» невозможный трюк Анатолий Гаевой, подрабатывавший прыжками с разных высот ради развлечения туристов! Вот вам и профессионализм!
Сегодня места съемок (за исключением скалы Дива и еще пары мест) выглядят иначе, чем в 1968 году. Но фильм все равно смотрится — с ним не справилась даже смена государственного строя!
«Приключения Буратино» (1975)
Есть важный момент: в Крыму снимался не один фильм по этой сказке. В результате возник даже экскурсионный курьез: экскурсоводы в Никите показывают гостям ботсада прудик, «в котором плавала Рина Зеленая в роли Тортилы». Курьез в том, что это была не Зеленая — прудик отметился в ранней версии сказки, а известность получил вариант 1975 года.
В ленте же, известной фразой «какое небо голубое!», замечены Байдарские ворота (городская стена), колокол Херсонеса (дорога в Страну дураков), заповедник «Херсонес» (Поле чудес), а также поселок Парковое, Байдаро-Кастропольская гряда, «Поляна сказок», массив Ай-Петри и даже Никита, но без прудика.
Серьезную роль сыграла также довольно типичная для Крыма итальянская сосна — ее шишками Буратино швырялся в Карабаса-Барабаса. В целом же полуостров в этой ленте вполне сошел за Италию — он и не такое может!
«9 рота» (2005)
Где Крым и где Афганистан?! Тем не менее, полуостров успешно справился и с такой ролью. В качестве пейзажей активно использовались «плохие земли» между Коктебелем и Феодосией — в частности, там строили и затем подрывали афганский кишлак.
Воинской частью была реальная воинская часть в Перевальном. Вертолеты летали у Фороса и Карадага. «Душманские норы» изобразил пещерный город Эски-Кермен — вышло более чем похоже. Работала съемочная группа и в Новофедоровке (аэродром), и под Старым Крымом.
В «9 роте» снялась также актриса, для крымского кино легендарная. Роль афганского ишака с блеском исполнила звезда «Кавказской пленницы» Люська. Ветеран экрана, она не боялась ни шумовых эффектов, ни толп народу, ни технического освещения. Роль стала последней для почтенного животного.
В ходе работы группе пришлось столкнуться и с некоторыми специфически крымскими проблемами. К примеру, однажды военный вертолет чуть не попал в аварию из-за… дельтапланериста. И полеты возле Фороса вызвали вопросы — а вот не надо летать там, где встреча на высшем уровне РФ, Украины и Казахстана происходит!
Экскурсионными объектами места съемок «9 роты» не являются. Точнее, являются, но сами по себе — это места известные. Но говорят, возле Старого Крыма даже какие-то декорации сохранились…
«Три плюс два» (1963)
В этой романтической комедии Крым сыграл самого себя, то есть советскую южную курортную зону. География съемок получилась относительно обширной. Герои отдыхали «дикарями» в Новом Свете.
По ходу развития сюжета в кадре оказались набережная Судака, Алушта, трассы Симферополь — Керчь, Алушта — Судак, а фоном — мыс Капчик, гора Сокол, можжевеловая роща и еще некоторые виды окрестностей Судака.
В ходе работы съемочная группа пережила немало чисто крымских приключений. В частности, на потребление новосветовского шампанского была установлена строгая очередь — для профилактики прискорбного алкоголизма. А Миронова, Жарикова и Нилова, игравших главные роли, даже задерживала судакская милиция — за неподобающий внешний вид.
Местность на сегодня изменилась сильно. Дикого пляжа, где отдыхали герои, уже нет, да и набережная в Судаке выглядит иначе. Вечными остались только горы да скалы. Они и напоминают поклонникам «Три плюс два» о любимом фильме.
«Небесные ласточки» (1976)
Веселый фильм-оперетта нашел дорогу к сердцам зрителей не сразу, но зато прочно в них закрепился. Проблем с его производством и продвижением было немало, но все они не касались выбора мест для «натуры». Крым в советском кинематографе становился заграницей через раз. На этот раз ему пришлось изобразить Францию, а конкретно небольшой провинциальный городок и монастырь с пансионом для девиц.
Нет проблем: городок играла историческая часть Ялты (район улицы Дражинского), а монастырь — Воронцовский дворец. Ну да, он построен в английском стиле, а не во французском, так и оперетта не реалистический жанр! А видовое разнообразие дворца и парка помогало менять виды, в прямом смысле, не сходя с места.
Также в кадре появлялась набережная Алупки в том виде, в каком она находилась во второй половине 1970-х, и некоторые окрестные горные виды. Эти локации увидеть уже не получится — горы изменились из-за оползней, а набережная перестроена. Изменилась и улица Дражинского, хоть и несильно. А Воронцовский дворец и вовсе остался прежним.
«Собака на сене» (1977)
Известный, удачный, любимый миллионами фильм имеет весьма скромную географию. Натурные съемки проводились почти исключительно в Ливадии — во дворце и дворцовом парке. Исключением стал балкон, на котором прекрасная Диана слушала серенаду маркиза Ринальдо. В Ливадии такого нет. Так что Караченцов-Ринальдо исполнял свой шедевр дворцовой крыше, а Диана любовалась всего лишь на оператора — с балкона ялтинского санатория «Днепр».
Все прочее сделала Ливадия — итальянский дворик, галерея с мраморными скамьями, лестница с химерами, фонтан и скамейка в парке… Почти все это можно увидеть и сейчас в неизменном виде — в ходе экскурсии по дворцу. Исключение составляют объекты в парке. Так, «скамья Боярского» просто исчезла непонятным образом, а фонтан стал жертвой оползня, причинившего Ливадийскому парку и много других неприятностей.
Притом на момент начала работы над фильмом дворец уже был музеем. И условием допуска для киношников было не мешать проведению экскурсий. Что ж, экскурсанты были более чем довольными — поглазеть не только на царский дворец, но и на живого Боярского! Вообще Ливадия — самый «киношный» дворец Крыма. Ее можно видеть во множестве лент.
«Всадник без головы» (1973)
Приключенческий советский фильм по роману М. Рида снимался совместно с Кубой, и потому многие зрители решили, что и «натура» в нем кубинская. Ничего подобного — Остров Свободы в кадре представлен только актерами.
Общие виды и место для финальной сцены обеспечила Белая скала, этот вечный Дикий Запад Крыма. Рядом разместился и городок с судом, салуном и вообще всем необходимым — его построили силами группы.
Дом плантатора Пойндекстера «сыграл» Ливадийский дворец, а его парк — территория дворца Воронцовского. Хижину мустангера убедительно изобразила баня, устроенная для собственных нужд на одном из кордонов лесниками Крымского заповедника.
Но самое интересное состоит в том, что «Всаднику без головы» Крым заменил не только Техас, но и спецэффекты! Да, жуткую картину, когда этот самый всадник переезжает с плато на облака и далее едет по ним, сняли в натуре! Это особый оптический эффект. И никаких компьютеров!
«Асса» (1987)
В конце 1980-х эта лента была просто суперпопулярна. Сегодня ее следует смотреть тем, кто серьезно относится к искусству кино и желает знать его историю. Крым в ней официально признан местом действия. То есть играл полуостров самого себя, и показанные места именовались именно тем, чем были.
В основном все было сделано в Ялте, неожиданно и непредвиденно заснеженной (каприз погоды, а дело в ноябре было). В кадрах появляются набережная, Приморский парк, Никитский ботсад, несколько местных зданий, ресторан гостиницы «Таврида». Но главное — канатная дорога и номер отеля «Ореанда»!
Именно после «Ассы» ялтинская канатка превратилась из городско транспорта в городскую же достопримечательность. А «Ореанда» сперва вовсе не хотела пускать к себе Киношников. Убедил упрямцев лишь личный «аргумент» от самого М.С. Горбачева.
Зато теперь в «Ореанде» есть фирменные дорогущие апартаменты «Асса»! Единственно — показанного в фильме якобы симферопольского ипподрома вообще не существовало на момент хоть съемок, хоть действия фильма. Сняли в Москве. И вообще — у главного негодяя в «Ассе» даже фамилия Крымов!
«Десять негритят» (1987)
Вроде как Крым и Британия — две вещи несовместные. Тем не менее, Станислав Говорухин изначально решил, что Туманный Альбион снимет в солнечной Тавриде. И не прогадал — крымская ноябрьская погода была именно тем, что требовалось.
В ход пошли крайне известные места и строения, так что группа замучилась прикрывать некоторые части известных объектов маскирующими щитами (делая вид, что так и надо) и выбирать ракурсы. Еще бы — в фильме фигурирует Ласточкино Гнездо, ни много, ни мало! А еще Воронцовский дворец и его парк, скала Дива, берег Гурзуфа и набережная Евпатории!
Работа была непростой — ноябрьский ветер норовил сдуть декорации, в кадр постоянно лезли слишком приметные крымские достопримечательности, актриса Татьяна Друбич измучилась, изображая в ноябре купание в море…
Но в результате триллер получился шикарный — на первых показах к особо нервным зрителям даже «скорые» вызывали! И Британия выглядела совершенно натурально, не отличишь от настоящей. Даже если там был.
«Викинг» (2016)
Российский фильм «Викинг» рассказывает о ранних годах князя Владимира Великого. В Крыму он бывал — в Корсуни, которую сперва захватывал, а потом там крестился. Но создатели фильма перенесли на полуостров почти всю средневековую Русь с окрестностями.
При этом (что особенно примечательно) в кадрах нет… Корсуни, то есть Херсонеса Таврического! Раскопки античного полиса ну никак не тянут на средневековый город. Посему Корсунь снаружи «играла» Судакская крепость (ну и что, что генуэзская, а не византийская, и на 400 лет моложе?), а внутри — Чуфут-Кале, а точнее, караимский храм комплекса.
Кроме того, в Крыму во время съемок появилось даже слишком много Киева! Подол построили на Тайганском водохранилище, а крепость-детинец — под Белогорском. Тайган при этом был призван изображать Днепр-Славуту. Что с успехом и сделал.
«Викинг» — самый экскурсионный из новых крымских фильмов. И все потому, что декорации «средневекового города» после съемок не уничтожили, а перевезли в окрестности села Перевальное. Теперь там работает кинопарк — известная и популярная достопримечательность.
«Воры в законе» (1988)
Фильм этот, может, и вызывает сомнения в плане высокой моральности. Но в свое время он пользовался просто невероятной известностью, ибо был новинкой, «приметой времени». Именно с «Воров в законе» в создании граждан позднего СССР прочно угнездились такие неприятные, но реальные понятия, как «коррупция» и «мафия».
В основе сюжета лежали события их жизни реальных «авторитетов» из Абхазии. Но собственно Абхазия именно по этой причине категорически отказала съемочной группе. Зато Ялта согласилась, как всегда, а нужен-то был просто «некий город у моря».
Что ж — виллой криминального авторитета стал местный загс, суд разместился во Дворце пионеров, один из главных героев работал в пляжном баре «Интуриста». Не обошлось и без погони с перестрелкой, которая началась почему-то в Ялте на улице Кирова, а закончилась аж… у Байдарских ворот.
В ленте в эпизодах снялось более 100 жителей Ялты, включая и знаменитого «цеховика», подвергнутого на экране пытке утюгом. Хотя ныне пересматривают «Воров в законе» немногие, но название ленты все еще на слуху — фильм однозначно стал явлением знаковым. Особенно в Ялте.
«Обитаемый остров» (2008)
Фильм Ф.С. Бондарчука по знаменитому роману братьев Стругацких был воспринят зрителями по-разному, но он был ожидаемым и многим запомнился. Крым стал для него основной рабочей площадкой, и «пошел в дело» буквально целиком.
Посмотрим. В кадрах можно заметить:
- территорию недостроенной Крымской АЭС:
- окрестности Коктебеля;
- монумент «Парус» под Керчью;
- Инкерманский карьер;
- фонтан у Массандровского дворца;
- еще один карьер под Старым Крымом;
- ветряную электростанцию у Донузлава;
- Немецкую балку у Качи;
- долину Биюк-Атлама под Бахчисараем.
Самая же эффектная сцена (танкового боя) была отснята на заповедном мысу Казантип. И Федора Бондарчука украинские власти даже пытались оштрафовать за ущерб экологии. Режиссер был возмущен — ведь в самом центре типа охраняемой территории расположился нефтяной промысел, и именно там он и снимал! Какая экология?
В общем, поклонники ленты еще продолжают исследовать каждый кадр на предмет выяснения, какие еще крымские локации можно там обнаружить. И несомненно определят еще какие-то места, ведь реально почти весь фильм снят на полуострове!
«Служили два товарища» (1968)
Лента о завершающем этапе гражданской войны полюбилась зрителям благодаря серьезности тематики и великолепному актерскому составу. Но для Крыма фильм этот специфичен. Он не только снимался на полуострове, но и рассказывает почти исключительно его историю.
В основе сюжета — штурм Красной армией Перекопа и взятие Крыма осенью 1920 года. Конечно, не всю ленту отсняли на полуострове, но зато место выбрали правильно. Фоном для целого ряда событий стала крепость Арабат на Арабатской стрелке. Она расположена совсем рядом с районом расположения тех самых перекопских укреплений, что создавали проблему красным в 1920 году. Их ей и пришлось играть, а также стать фоном для финальных событий фильма и гибели главного героя.
Завершающие кадры с эвакуацией остатков белой гвардии из Крыма снимали в Севастополе. И Владимир Высоцкий, исполнявший самую запоминающуюся во всей ленте роль поручика Брусенцова, честно бултыхался в море без дублера, изображая самоубийство. Ему пришлось на собственной шкуре почувствовать, что должны были перетерпеть красноармейцы, переходившие в ноябре 1920 года вброд через Сиваш — именно этот маневр сумел предвидеть его герой.
В Севастополе ныне установлен памятник примирения, увековечивающий и красных, и белых героев и жертв гражданской войны. А еще подобный памятник есть в Новороссийске. И там моделью для него стал В. Высоцкий в роли поручика Брусенцова. Пожалуй, установить такую статую было бы справедливее в главном городе-герое Крыма.
Безусловно, Крым — один из наиболее часто снимаемых в отечественной киноиндустрии регионов. Мы постараемся со временем разобрать ВСЕ картины, снятые на крымской земле, и будем добавлять их сюда, чтобы вы смогли знакомиться с ними и подробностями их создания.
Обожаю эти места, все их знаю не раз бывал, а в Алуште бываю очень часто друг там живёт.