Про съемки фильма «Мираж» 1983 года в Крыму

В СССР нечасто снимали зрелищные кинофильмы «про них», то есть про западные страны. Но при появлении таковых внимание зрителей они привлекали. Однако не всегда за сценарием рассматривались общий колорит, предметную сферу кино. Так произошло и с телевизионной лентой, о которой сегодня пойдет речь. Жесткий приключенческий сюжет заворожил и за перипетиями событий немногие опознали пейзажи Крыма, где снимали фильм «Мираж».

Прибалтийский детектив

Лента является несколько вольной экранизацией романа знаменитого английского детективного мастера Дж.Х. Чейза «Весь мир в кармане». По жанру книга не вполне детектив – автор нередко брал за основу сюжета не поиск неизвестного преступника, а описание преступления и краха его участников.кадр из фильма Мираж Поэтому и фильм представляет гибрид детектива-вестерна – сочетание, в отечественном кино редкостное.

Создателем фильма выступила Рижская киностудия. Виды прибалтийских городов часто использовались кинематографистами, когда требовалось снимать Запад. Но для «Миража» требовались натурные съемки. А по киносюжету действие разворачивалось в Неваде. Окрестности Балтийского моря на эту роль категорически не годились, как следствие, съемочной группе пришлось отправиться в проверенную советскую «Америку» – в Крым.

Техас Крымской полуостров удостаивался играть неоднократно, а Невада – это вроде как рядом, по крайней мере, если смотреть на карту. Поэтому руководство картины пошло проторенным путем, сосредоточив внимание на окрестностях Белогорска – уже проверенном «Диком Западе». Нужны были для работы и пляж, и пустынное шоссе. Все это тоже имелось в Крыму.

Черноморский штат Крыма

География фильма оказалась не слишком обширной. Основные действия сосредоточились вокруг Белой скалы возле Белогорска. С ее вершины прыгали, совершая самоубийство, главные герои. Другой персонаж у ее подножия умирал от укуса ядовитой змеи. Окрестности возвышенности служили фоном еще для ряда кадров.фото с кино Мираж

Места съемок также можно обнаружить на трассе «СевастопольЯлта» в районе Кастрополя. Там отрабатывали сцену ограбления и похищения броневика с деньгами. Американским мотелем, где прятались грабители с похищенным сейфом на колесах в трейлере, стал реальный дорожный отель из СССР «Поляна сказок». А пляжные кадры отсняли возле Медведь-горы. Вот и все. Городские пейзажи снимали в Прибалтике – это было такой же традицией, как искать Техас в Крыму. А сцены в помещениях сделали в студийных павильонах в Риге.

Экскурсий по «миражным» местам нет. Почему? Да потому, что сейчас уже трудно узнать участки, где снят фильм. «Мираж» – 1983 года выпуска, с тех пор в Крыму изменилось очень многое. Лишь Ак-Кая осталась прежней, но возле нее поток туристов и так велик – здесь бывают все, кто приехали на отдых в Белогорск. Кроме того, кинофильм (хотя и хороший, и популярный в свое время) не обрел того всенародного признания, что выпали на долю «Человека-амфибии», «Всадника без головы» или «Пиратов ХХ века». Современная молодежь его почти не знает, а старшее поколение подзабыло.

Неувязка с пресмыкающимся в «Мираже»

Типичные для многих приключенческих лент географические неувязки в «Мираже» в глаза не бросаются. Расстояние от Белой скалы до Аю-Дага порядочно, но и по сценарию они рядом не находятся. Когда привередливые любители посмотрели киноленту раз в пятый-шестой, они разглядели в ней скорее технические ляпы – полицейские там летают на советском Ми-8, а в броневике-сейфе явно просматривается «Нива».актеры из Миража Вообще сюжет требовал большого количества машин, а иномарки были в СССР в дефиците. Пришлось приспосабливать продукцию родного автопрома, следовательно, зрители-автолюбители не замедлили «проехаться» по промашкам в этой области.

При этом реальный, бьющий в глаза, «прокол» заметили немногие. По киносюжету, один из персонажей, слесарь Джиппо, умирает от укуса змеи. Последняя в тексте сценария напрямую названа коброй!

Дело тут не в том, что кобры не водятся в Крыму, а в том, что их нет и в Неваде. До сих пор неизвестно, что заставило создателей фильма подослать к несчастному Джиппо именно эту рептилию, а не гремучую змею. Укус ее тоже смертелен, в Штатах она является обычным видом, достать в зоопарке экземпляр для съемок не невозможно (можно было и макет изготовить, если с живой рептилией работать страшно), а Крыму все равно – там только степная гадюка из всего ядовитого серпентария водится. Но сценарий «заело» на кобре.

Другие неточности при съемках

машины в кино МиражПривередливые личности замечали также, что качество крымских дорог весьма неубедительно демонстрирует невадские трассы. Но это больше от незнания. Даже в США далеко не все трассы являются сверхскоростными современными автобанами. А действие романа Чейза и вовсе происходит несколько десятков лет назад, когда ситуация отличалась от 1983 г. в худшую сторону.

Кроме того, писатель всю жизнь прожил в Англии и описывал в своих романах США, пользуясь планами городов и рекламными проспектами. Он даже туристом не ездил в эту страну! Так имели ли право советские кинематографисты пойти по его стопам и изобразить Америку так, как они ее представляют? Тем более, что наши соотечественники, побывав-таки в Штатах, замечали – получилось более похоже, чем полагали зрители времен СССР.

Пусть сейчас трудно узнать на местности участки, где снимали фильм «Мираж», а сам он несколько позабылся – не важно. Лента осталась событием в истории кинематографа страны советов, а Крым лишний раз доказал, что он незаменим в качестве кинодекорации. В заключение – само кино, приятного просмотра! А вы узнаете в его кадрах наш полуостров?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *