«Крымских» фильмов очень много – красивая природа и разнообразная по стилю архитектура полуострова слишком заманчивы для кинематографистов. Почитатели легко определяют места, где появлялись их любимые эпизоды. Но немногим удается проследить, где снимали «Человека с бульвара Капуцинов» – «декорацией» к нему стали не те регионы, куда все ездят на отдых.
«Как следует смажь оба кольта…»
Жанр вестерна для советского кино, мягко говоря, нетипичен. Следовательно, съемочная группа режиссера Аллы Суриковой испытывала проблемы со множеством необходимых для картины вещей: в частности, в наличии не было ковбойских седел и этих самых кольтов.
Лошади были, но тут не повезло с их теоретическим руководителем – неким капитаном кавалерийского полка. Он решительно не сошелся с кинорежиссером характером. Дело закончилось не слишком печатной перебранкой и отбытием «кавалера» в направлении Москвы.
Единственно, с чем проблем не было – с пейзажами. Крым позаботился об этом. До того полуострову уже приходилось играть Техас во «Всаднике без головы», поэтому сложностей выбора перед съемочной группой не стояло. Правда, потребовалось строительство макета городка – ничего похожего на застройку «дикого Запада» в Крыму не обнаружилось.
Скромная география съемок фильма
Многие крымские фильмы охватывали своим действием обширную часть полуострова – и горы, и морское побережье. К «Человеку с бульвара Капуцинов» это не относится. Съемки проходили только в двух местах.
Город Санта-Каролина «построили» в Тихой бухте Коктебеля. Он представлял собой просто деревянные макеты фасадов, без «внутреннего содержания». Из-за легкости конструкций крымские ветры как-то поставили под угрозу все существование декорации. Пришлось спешно укреплять их силами каскадерского состава.
Чаще же в кадре появлялся Белогорск, а точнее – окрестности города. Укрытие банды Черного Джека, погоню за дилижансом, прогулку героев в прерии с нападением индейцев снимали в районе Белой скалы. Характерный светлый мелкий песок просматривается в сцене беседы героев Миронова и Боярского в конце картины. А так – режиссер пользовалась тем, что вид Ак-Кая и ее окрестностей сильно зависит от взятого ракурса, поэтому повтор панорамы в глаза не бросается.
Определенное сходство между окрестностями Белогорска и прериями юга США действительно существует. Некоторые регионы Крыма похожи на другие части света на уровне геологии – это уже неоднократно подтверждали ученые.
Крымские актеры с бульвара Капуцинов
Они в фильме тоже были, но необычные. Так, после ухода со съемок кавалерийского полка, в кино стали сниматься здешние лошади. Среди них были кобыла Верка и жеребец Малыш. И их однажды украли.
Разбираться поехали режиссер и Миронов – для авторитета. Отделение милиции было в Планерском (ехали из «Санта-Каролины»). И все удалось: начальник отделения пришел в бурный восторг от знакомства с «живым Мироновым» и рьяно взялся за расследование. Актер с Суриковой уже по дороге домой встретили довольного милиционера, ведущего в поводу их возвращенный крымский реквизит в лице Малыша.
Некое крымское живое существо даже было принесено в жертву искусству – недаром в самом фильме упоминается необходимость таковых. Из кого-то крымского происхождения делали головные уборы для индейцев. Правда, ни одному знатоку фильма так и не удалось выяснить видовую принадлежность изначального обладателя перьев шикарных султанов.
Но все уверены – он был коренным крымчанином, причем индейские султаны расценивались как особо ценное имущество, и Алла Сурикова очень переживала, что Олег Табаков не сможет прорезать ножницами «смотровую щель» в султане вождя с первого дубля. Великий «кот Матроскин» не подкачал.
Не музей для туристов Крыма
Некоторые места киносъемок в Крыму давно превратились в туристические маршруты. Но никто не водит экскурсии по районам, где снимали «Человека с бульвара Капуцинов». Тому есть несколько причин:
- Местечек этих немного, да и находятся они на значительном расстоянии друг от друга. Полноценной экскурсии не получится.
- Пейзажам в кадре уделяется немного внимания – они не имеют для сюжета и художественного образа особого значения. Фильм нарочито сделан «картонным», «театральным» – в стиле старых вестернов, снимавшихся в павильонах с нарисованными декорациями.
- Ничего, связанного с эпизодами кино, на местах съемок не найти. Белая скала никакой роли в сюжете не играет. А игрушечную «Санта-Каролину» после съемок сожгли, хотя группа и была против.
«Человек с бульвара Капуцинов» 1987 года запомнился зрителям не антуражем. Фильм был уникален по другим показателям – актерскому «созвездию», шикарной каскадерской работе, необычному жанру. Многие полагают его также последним фильмом Андрея Миронова, хотя это не так. Привлекал внимание музыкальный фон – когда песни Геннадия Гладкова и Юлия Кима исполняют Лариса Долина, Михаил Боярский и Андрей Миронов, так это гарантирует успех. И становится не так важна местность, где все это происходит. В общем, отзывы зрителей разобрали фильм на цитаты, но местам особого внимания не уделили.
Действительно, не так уж принципиально, где снят фильм «Человек с бульвара Капуцинов» – Крым и весь бывший СССР все равно пересматривает его по Н-ному разу. Потому что творческое мастерство, верность принципам, самоотдача в работе и стремление отстаивать истинно высокие ценности устареть не могут, как не устаревают и крымские виды. Механик, крути киноленту! Третий выстрел – занимайте места!