Все про места съемок фильма «Алые паруса» в Крыму

Крым считают романтическим местом все – и крымчане, и туристы. Его же сочли идеальным для жительства многие выдающиеся люди, среди которых был и писатель Александр Грин. Поэтому только справедливо, что полуостров стал местностью, где снимали фильм «Алые паруса» – одну из самых романтических лент советского кинематографа, экранизацию известнейшей повести этого автора.

Недорогой Зурбаган

Режиссер Александр Птушко был известен как автор фильмов-сказок. Повесть Грина не является вполне сказочной, да и вообще кинематографическое руководство СССР отнеслось к его идее снять «Алые паруса» скептически – и режиссер не тот, и автор не самый идеологически правильный,прекрасная Ассоль в фильме хоть и не запрещенный. На практике это означало финансирование по минимуму.

Но режиссеру и не требовались заграничные вояжи или дорогие спецэффекты. Комбинированные съемки отечественные виртуозы камеры умели осуществлять практически голыми руками «за ту же зарплату», а несложное материальное обеспечение и оборудование можно было заполучить дешево.

Место же проведения съемок было очевидно изначально – Крым. Ни для кого не секрет, что гриновские Зурбаган и Лисс – собирательные образы крымских городов. На фоне зелени гор алый шелк романтических парусов был обречен на успех.

В Крыму и сняли основную часть фильма. Отдельные эпизоды отрабатывались в Абхазии и в Краснодарском крае, но Таврида затмила их. Черноморское происхождение имели и корабли – «Секрет» капитана Грея играли два учебных парусника.

Без географических накладок


Это редкость для крымских съемок, но «Алые паруса» практически не пострадали от географических накладок, когда взаимное расположение и удаленность съемочных точек разительно отличается от подобных же показателей периметра действия (если не принимать в расчет Абхазию). Конечно, расстояние между отдельными пунктами было великовато. Но все же герои не пересекали весь Крым за секунды, да и в кадрах не встречались оплошности вроде снега летом или вида не с той стороны.

Без декораций дело не обошлось, но сооружали их, максимально используя реальные населенные пункты. Так, городской пейзаж был оформлен прямо на Ялтинской набережной.кадры из Алых парусов Многочисленные горожане и отпускники охотно нанимались играть в массовке – и приработок, и интересно же. А родной деревенькой Ассоль выступил Коктебель – декор потребовался и здесь, но в умеренных количествах. А Карадаг и «профиль Волошина» оказались отличным фоном для многих важных сцен.

По сюжету требовалось снимать и сцены в роскошных интерьерах богатого дома Греев. Нет проблем – кинематографистов пустили в Воронцовский дворец. Он отлично справился с ролью английского особняка; был там и необходимый по сюжету зимний сад.

Следует учесть и то, что в начале 60-х гг. прошлого века (фильм вышел на экраны в 1961-м) крымское побережье выглядело более «древним», патриархальным, чем сейчас. Советский Крым предназначался для здорового отдыха, а не для светских тусовок. Поэтому съемочной группе пришлось затратить на создание убедительных гриновских видов куда меньше усилий, чем можно подумать при визите в современные Коктебель или Ялту.

Почему по местам съемок не водят экскурсии? Причин две. Сегодня вид их заметно отличается от продемонстрированного в фильме Птушко – набережные перестроены, а декорации давно исчезли. Кроме того, края эти являются посещаемыми сами по себе – Коктебельский берег, Воронцовский дворец и набережная им. Ленина популярны у туристов. Многие экскурсоводы не забывают упоминать, что они стали оформлением для знаменитого фильма.

Проблема капитана Грея

Природа Тавриды не только помогла кинематографистам – она иногда и вредила им. В частности, съемочная группа столкнулась с той же проблемой, что и к. Грей в повести – не получалось создать нужный оттенок парусов.встреча Грея и Ассоль

Их сшили из шелка, что шел тогда на пионерские галстуки. Это был прочный материал, причем действительно алого цвета. Парусник «Альфа» на деле оснастили алыми парусами, как вдруг оказалось, что на пленке они получаются кирпично-красными или терракотовыми.

Операторы творили чудеса, комбинируя светофильтры. Им при это еще и пришлось спешить – под действием жгучего крымского солнца и морской воды паруса очень быстро портились, так что времени было в обрез.

Но герои камеры доказали, что чудеса возможны не только в произведениях Грина – они нашли-таки нужную комбинацию, отсняв все кадры волшебного корабля с первого дубля. Паруса в ленте получились действительно алыми, и гори огнем все несовершенства шосткинской пленки «Свема»!

Капитан Лановой

Но это еще не все. Процесс работы над «Алыми парусами» однозначно подтвердил справедливость идеи, высказанной Грином в произведении: человеческая воля действительно способна творить чудеса и менять к лучшему собственную жизнь и жизнь других.

Анастасия Вертинская, игравшая Ассоль, не достигла к моменту съемок и 16 лет.крымские улицы в кино Но после премьеры киноленты (когда зрители штурмом брали кинотеатры, а в ялтинской «России», по слухам, даже выдавили стекло) она разом превратилась в отечественную кинозвезду первой величины. Ей самой роль эта не очень нравилась. Но после нее карьера Вертинской в кино сложилась весьма удачно, ее талант был оценен по достоинству.

А 26-летний исполнитель роли Грея Василий Лановой оказался еще лучшим волшебником. В Ялте, где снимали фильм «Алые паруса», как раз отдыхала его любимая жена. И актер доказал, что он (сын безграмотных крестьян) не просто имеет внешность, манеры и голос лорда, но является рыцарем по сути.

После переоснащения «Альфы» алыми парусами судно переходило морем в Коктебель. И Лановой уговорил капитана и команду развернуть всю волшебную оснастку раньше положенного – на ялтинском траверзе и зайти ненадолго в здешний порт.

Грин был бы в восторге, а вся Ялта буквально «стояла на ушах» – в порт зашел настоящий корабль под алыми парусами. Он него отвалила шлюпка с красавцем-принцем (в Ланового несколько десятилетий были влюблены все женщины СССР) с букетом цветов на борту. А на берегу его ждала настоящая, не придуманная, Ассоль – Тамара Лановая.

  • Открой глаза, ведь это же не сон,
  • И алый парус все же гордо реет
  • В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
  • В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

Советские «палаточники» десятилетиями пели эту песню под гитару. Она и сейчас звучит над той самой гаванью. Той, что вдохновляла писателей, той, где снят фильм «Алые паруса», той, где Ассоль смогла дождаться Грея. Это Коктебельская бухта! В заключение – само кино, которое вы сможете посмотреть на Ютубе, приятного просмотра!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *