кенасса в Севастополе

Севастопольская кенасса: история и современность

При СССР нередко культовые сооружения отбирались у религиозных общин и передавались другим организациям для иных целей. Сейчас мы наблюдаем обратную картину – церкви претендуют даже на строения, что имеют статус памятников мирового значения, которые с полным основанием должны быть музеями. Но возможно и третье решение, примером которого выступает караимская кенасса в Севастополе. О ней сегодня и поговорим.

СОДЕРЖАНИЕ



Где находится кенасса на карте города Севастополь

Она обнаруживается в центре, рядом с Комсомольским парком, кинотеатром «Победа», Таврической лестницей, Педагогическим университетом им. Сковороды. Вблизи также находятся отель «Никита», кафе «Безумное чаепитие» и «Трактир».

История становления достопримечательности

Самостоятельное строительство

В новое и новейшее время караимы в Крыму не были многочисленными. Но их сообщества встречались во всех крупных городах. В XIX веке религиозным центром их считалась Евпатория, а в Севастополе лишь обитала довольно многочисленная группа.

Данные источников о ее численности расходятся.старое фото караимской кенассы Одни говорят, что в г. Севастополь проживало 446 караимов, другие – что их число превышало 700. Вероятная причина нестыковки в том, что в первом случае не учтены дети или женщины, что и вызвало путаницу. Но очевидно то, что тут было несколько сотен верующих.

Долго для отправления религиозных обрядов они арендовали помещение, при этом желали иметь для этого собственное, в 1884 г. купили место и оформили разрешение на строительство кенассы (культового сооружения, типичного для караимской версии иудаизма).

План и проект застройки были утверждены только в 1896 г. Процесс затянулся из-за нехватки средств. Караимы строили кенассу исключительно за свои деньги, им не помогали ни государство, ни меценаты.

По этой же причине затянулось само возведение. Оно тянулось с 1896 по 1908 гг. Архитектором и руководителем работ выступал А.М. Визен. Кенассу освятили в мае 1908 г. Событие освещалось в прессе.

Настоятелем стал Товия Симович Леви-Бобович. Это был человек с разносторонними интересами – не просто священнослужитель, но и преподаватель, историк, сохранивший для потомков многие ценные караимские документы.

Советская власть без противостояния

Караимы – малочисленная народность, как следствие, в глобальных политических заварушках не отметились. Возможно, поэтому кенасса в Севастополе продолжала действовать до февраля 1931 г. (многие храмы других религий прекратили работу раньше). В 1931 г. ее все-таки закрыли, а постройка досталась коммунистам.

Но что примечательно – Т.С. Симович прожил после закрытия еще 15 лет, занимался написанием истории караимов. Он не вступал в конфликт с госструктурами,фото кенассы после ВОВ которые не репрессировали его. Кенасса же использовалась по культурному назначению – сперва в ней устроили светский клуб для представителей караимской национальности, потом пионерский, а позже – спортивное общество. Ничего не скажешь, замена достойная.

Сооружение сильно повредили обстрелы и бомбежки при Великой Отечественной. Крыша провалилась, торцовый фасад разрушился. Но в 1953 г. за счет власти архитектор А.В. Бобков организовал и провел реставрацию. Его снова стало использовать спортобщество «Спартак».

К слову, эта спортивная организация продолжает пользоваться кенассой до сих пор. В помещении проходят тренировки юных боксеров, соревнования местного уровня. Отдельные комнаты занимают небольшие частные центры.

Ныне в Севастополе живет около 100 караимов. Они составляют организованную команду, но не выдвигают требований возвращения кенассы. Получается, они предпочитают, чтобы принадлежавшая им некогда святыня оставалась светской памяткой архитектуры (охраняемой!) и прививала молодежи интерес к спорту.

Севастопольская кенасса: незаметный памятник

Такие достопримечательности, как севастопольская кенасса, не бросаются в глаза. Она представляет собой высокое строение серого цвета (выстроено из крымбальского камня). Ниже крыши проходит карниз, украшенный рельефным геометрическим бордюром. Над входом есть ложный портик в античном стиле, также украшенный орнаментированным бордюром.фото кенассы в Севастополе

По сведениям, ранее фасад кенассы был украшен богато. Но возможно, А.В. Бобков не все учел в проекте реставрации. Вообще он внес в первоначальный проект изменения. Главным является перенос основного входа. Изначально он был в северном торце, а теперь перенесен в южный. Сделано это было ради удобства учета в современной нумерации домов. Так что увидеть памятку в изначальном виде, увы, не получится.

Фото позволяет убедиться, что вид у достопримечательности строгий и элегантный, но неброский, без деталей, что наводили бы на мысль об административной защите. Отзывы некоторых туристов указывают, что они приняли кенассу за обычное современное строение, лишь случайно узнали, что оно – охраняемый памятник. Почему ее взяли под охрану? Потому, что она – объект культурного караимского наследия, а народ этот малочислен, продолжает уменьшаться в числе.

В принципе, кенассу можно осмотреть и изнутри – находящиеся в ней организации допускают визиты посторонних. Но после войны во внутреннем ее убранстве фактически ничего от караимского храма не осталось.

Как добраться (доехать)?

Ближайшие отсюда останови городского транспорта – «парк Комсомольский» и «Сквер». До первой ходит много автобусов, в том числе и от пл. Нахимова, до второй же идет лишь одна маршрутка – №13 (от площади Восставших).

На своей машине самостоятельно доехать до кенассы нетрудно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Большая Морская, 11, Севастополь, Крым.
  • Координаты GPS: 44.608508, 33.521432.

Ныне закон охраняет севастопольскую кенассу. Местные караимы заслужили такое уважение хотя бы тем, что не пытаются отобрать у юных спортсменов здание, что принадлежит им уже давно. Вероятно, представителям этой общины хватает ума для того, чтобы понять – кроме религии, есть и другие важные в жизни вещи. Например, правильное воспитание и здоровье будущих поколений.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!




Комментарии и отзывы читателей

  1. Уважаемые редакторы, пропаганда (в данном случае модная антирелигиозная) не к лицу вашему замечательному сайту! Пожалуйста, попросите своих авторов не увлекаться, для подобных лозунгов полно соответствующих мест в интернете, пусть ребята пишут туда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *