Музей подводных лодок в Балаклаве

База подводных лодок — объект 825 ГТС в Балаклаве

Бывший сверхсекретный объект 825ГТС, способный выдержать прямое попадание атомной бомбы, ныне превратился в туристическую достопримечательность Балаклавы. База подводных лодок сегодня является музеем, куда водят экскурсии для туристов Севастополя и Крыма.

СОДЕРЖАНИЕ



Где находится объект 825 ГТС на карте Балаклавы

База-музей подводных лодок располагается в западной части Балаклавы, у Таврической набережной. Рядом раскинулась прекрасная Балаклавская бухта, завораживающая открывающимися панорамами (можно посмотреть через веб-камеры). А еще поблизости несложно отыскать памятник «Помни войну (1941-1945)». В пешей доступности также вы сможете найти гостиницу-ресторан Рота Chalet Marina, где можно снять номер, и Дачу инженера А.М. Завадского Фата Моргана.

История базы подводных лодок в Балаклаве

После распада СССР были рассекречены многие ранее недоступные посторонним объекты. Можно рассуждать о том, во всех ли случаях это было оправдано, но дело уже сделано. Впрочем, раскрытие тайн военных заодно показало, какие немалые усилия прикладывались ранее для обеспечения обороноспособности страны и каким незаурядным техническим потенциалом обладала тогда армия.

Решение Лаврентия Павловича

Окончание Второй мировой войны сразу же продемонстрировало миру новую угрозу – атомную бомбу. СССР имел все основания опасаться вчерашнего союзника, располагающего этим страшным видом вооружения, США, и не скрывали своей враждебности. Поэтому в Советском Союзе тоже велись разработки собственного атомного оружия. А заодно решался и вопрос создания таких баз, что могли бы устоять против сверхмощного удара.

старое фото входа в базу

На высшем уровне все советские атомные разработки курировал Л.П. Берия. Соответственно, именно он получил от Сталина распоряжение: подыскать место под базу для подводных лодок, да такую, что выдержит прямое ядерное попадание.

Вскоре Лаврентий Павлович выдал решение. Оптимальным местом ему показалась Балаклава. Ее бухта была оптимальной для тайных операций, так как с открытого моря она полностью не просматривается ни с какого угла (из-за своей сложной извилистой формы). Соответственно, шпионам потенциального противника пришлось бы потрудиться для обнаружения военного объекта. Рядом с Балаклавой находился военно-морской Севастополь, но сам городок был относительно тихим и не привлекал внимания.

фото лодок возле базы

Решение Лаврентия Павловича все изменило. В 1953 году тихая Балаклава стала закрытым районом закрытого севастопольского региона. Там начали строить секретный объект, причем местные жители знали только о факте какой-то стройки. Что именно сооружается – этого им не сообщали.

Подземный завод

Начатое в 1953 г., строительство было завершено только в 1961-м. Были как чисто технические сложности (как, например, необходимость вести проходческие работы в каменном массиве), так и проблемы с секретностью. В ходе работ изымались большие объемы породы. Ее вывозили на баржах и сбрасывали в море, причем ради секретности делалось это только по ночам.

Работы вели военные строители, а также профессиональные метростроевцы, создатели московского метро – только они смогли выполнить сложные проходческие работы. В результате получился настоящий подземный завод, способный устоять при прямом попадании атомной бомбы в 100 килотонн. Его зашифровали кодом 825 ГТС, где «ГТС» для непосвященных должно было означать «городская телефонная станция» – опять же для конспирации.

опытная подводная лодка возле базы ремонта

Получился настоящий подземный завод площадью более 9500 кв. м (из них 5200 кв. м – водной поверхности). Его задачей было обеспечивать ремонт и оснащение подводных лодок проектов 613 и 633, массово производившихся тогда в СССР.

На территории комплекса создавались склады вооружений для этих лодок (в том числе ядерных боеголовок). Имелся судоходный подземный канал (глубиной 8 м, длиной более 600 м), в котором могли одновременно поместиться 7 лодок соответствующей конструкции. Был также и сухой док, и все оборудование, необходимое для ремонта подводных судов.

Канал проходил насквозь под горой Таврос. Лодки, входя под землю в Балаклавской бухте, выходили в открытое море с другой стороны горного массива. Ради секретности оба входа были тщательно замаскированы – настолько, что даже жители Балаклавы долгое время не подозревали, что происходит под землей совсем рядом с их городком. Для загрузки боеприпасов в условиях войны была предусмотрена специальная штольня.

секретные фото выхода лодок

В случае ядерной опасности база могла быть полностью изолирована от внешнего мира с помощью двух доковых запоров (официально они называются батопортами) повышенной надежности. На ней несло службу специализированное подразделение, занимавшееся оснащением боеприпасов, в том числе ядерных.

Печальный конец

За время существования базы на ней побывало 155 экипажей подводных лодок. На подземном заводе работали лучшие специалисты, укрепляя безопасность страны. Но все когда-то заканчивается. После распада СССР содержать базу-завод стало не по средствам Украине, которой она досталась. Тогда же в моде была «открытость перед партнерами», что и привело к рассекречиванию множества военных объектов.

Жители Балаклавы сильно удивились – они только из распоряжения о закрытии базы от 1993 года узнали о ее существовании. А сам объект был фактически брошен на произвол судьбы. Он практически не охранялся – по подземным помещениям лазили любители острых ощущений.

база до реконструкции

Конкурентами им выступали сборщики цветных металлов – они тащили на пункты приема все, что можно и что нельзя тоже. Только в 2000 году базу официально передали на баланс украинской армии, но и это ничего не изменило. Грабеж продолжался до 2003 года. Было расхищено практически все оборудование, некоторые помещения из-за отсутствия наблюдения и обслуживания стали аварийными. База пребывала в плачевном состоянии.

Вторая жизнь

План спасения разрушающегося объекта предложило «Морское собрание» Севастополя. Оно обратилось к Балаклавской мэрии с предложением сделать на бывшем заводе музей морской техники, подводного флота и эпохи «холодной войны» в целом.

Идея нашла поддержку – небольшому городу требовались достопримечательности для привлечения туристов. Новый музей открылся в 2003 году. Ныне он является организационной структурой севастопольского Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

Сегодняшняя его экспозиция создавалась не сразу – собирались материалы, оформлялись новые выставочные блоки, проводилась реконструкция помещений. В планах было даже установить под землей настоящую подводную лодку (из числа списанных), но они пока не реализованы. Впрочем, музей еще находится в стадии развития, так что все возможно.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Доступны для посещения далеко не все помещения бывшего подземного завода. Это объясняется их аварийным состоянием, которое делает просто опасным прогулки по таким участкам. Возможно, их еще откроют для посетителей после восстановления и укрепления.

Подземный завод на сегодняшний день является самым популярным экскурсионным объектом Балаклавы. Экскурсии в этот город из других крымских регионов обычно ориентируются именно на его посещение.

Режим работы балаклавского Музея подлодок

Хотя бывшая база подводных лодок ныне не имеет военного значения (хотя периодически слухи об этом появляются), все же это военный режимный объект. Даже в качестве музея он не позволяет многого из того, что в других собраниях считается совершенно естественным. Потенциальным гостям надо это учитывать.

вход в базу ремонта

Музей работает круглый год, но режим его функционирования зависит и от сезона, и от особенностей нагрузки, и от внутренних работ. Поэтому лучше выяснить расписание по телефону или на официальном сайте непосредственно перед посещением – время и количество выходных могут сильно меняться. Но не это главное – для посетителей бывшей секретной базы действует еще целый ряд ограничений:

  1. Музей нельзя посетить индивидуально и самостоятельно – только с экскурсией и в составе группы. Группы формируются как заранее (по предварительным заказам), так и на месте – из индивидуальных экскурсантов.
  2. В музее туристы передвигаются только по установленным экскурсионным маршрутам – из соображений безопасности.
  3. Посетителям следует довольно тепло одеваться или иметь теплые вещи с собой (если лето и на улице жарко). Под землей температура не поднимается выше +17 даже в самую жару.
  4. Музей имеет ограниченную пропускную способность – около 1500 человек в день. Поэтому в разгар сезона лучше приезжать пораньше, и все равно быть готовым к тому, что придется подождать.
  5. Дети до 5 лет включительно на экскурсии не допускаются.

Экскурсантам следует учесть и другие нюансы. Например, на территории музея нет туалетов для посетителей. Некоторые экскурсии требуют прохождения определенного расстояния пешком (оно невелико, около километра, но все же) – это тоже нужно знать. Правда, есть и другая экскурсионная программа, но для нее придется особенно тепло одеться – она проводится с катера по воде подземного канала.

фото внутри подземного музея

Цены на билеты нельзя назвать низкими, но они доступны. Предусмотрены льготные детские билеты. Также 2 раза в месяц (когда именно – лучше уточнить) школьникам и студентам разрешен бесплатный вход при наличии документа. Однако и в этом случае придется становиться участником экскурсионной группы. Есть также целый ряд льготных категорий посетителей, которые могут пройти в музей бесплатно в любой день (при наличии подтверждающих документов). Полный список представлен на официальном сайте.

Организационные трудности делают особенно удобным посещение музея в составе организованной группы от туристического агентства. В этом случае турбюро возьмет на себя все проблемы с согласованием и доставит экскурсантов в музей к заказанному времени проведения экскурсии. Такие поездки предлагают буквально все крымские туристические бюро. Полезно будет заранее выяснить, будет ли экскурсия пешей или на катере – чтобы одеться соответственно.

фото внутри Балаклавского музея

В музее не разрешено проводить видео- и аудиозапись, но фотографировать можно бесплатно и без дополнительных разрешений. Правда, при этом действует запрет на использование вспышки.

Экскурсии на завод подводных лодок

Отзывы посетителей музея однозначны: он производит сильнейшее впечатление. Главную роль при этом являет осознание достоверности – ведь даже уничтоженное торговцами металлом оборудование было восстановлено в изначальном виде.

Варианты экскурсий

По территории подземного объекта ныне проводят два типа экскурсий. Первый маршрут – пешеходный. Он более насыщен в плане программы. Только таким способом можно ознакомиться со всеми тематическими экспозициями, оформленными в залах музея (по истории подводного флота, по истории строительства комплекса, а также выставки, посвященные условиям подводной службы и истории лодки «Курск» и ее гибели).

Объект 825ГТС в Балаклаве

Именно этот вариант экскурсии позволяет посетить арсенал, где сохранялись и обслуживались ядерные боеприпасы, а также увидеть модели советских подводных лодок разных типов.

Экскурсанты, выбирающие этот маршрут, должны учитывать, что для него «вход» и «выход» – не одно и то же. Они располагаются в разных частях набережной. Протяженность маршрута составляет около километра, продолжительность экскурсии – 1 час 20 минут.

Второй маршрут проходит по подземному каналу. Экскурсанты перемещаются на небольших катерах. Этот вариант оригинальней и не требует работы ногами, но зато несколько ограничен в плане информативности. Историю строительства объекта тут только излагают экскурсоводы. Нет возможности осмотреть тематические экспозиции.

схема музея

Зато посетители осматривают места стоянок и ремонта лодок, систему погрузки боеприпасов и затворные системы, способные при необходимости надежно изолировать базу от внешнего мира. Этот маршрут заканчивается там же, где и начинается, ибо проходит по всему подземному каналу – туда и назад.

Определить преимущества той или иной экскурсии трудно. Второй вариант однозначно можно рекомендовать тем, кто испытывает затруднения с пешим перемещением. В идеале же лучше пройти оба маршрута.


В тему: Экскурсии в Севастополе и Экскурсии из Севастополя


Главные достопримечательности музея

Пешеходный экскурсионный маршрут подразумевает 12 остановок – одно это многое говорит о насыщенности экспозиции. Все же есть ряд мест, привлекающих особое внимание туристов.

Первый транспортный зал

Помещение это помогало эффективно перемещаться и перемещать грузы по подземному комплексу. Из него можно было попасть в топливное хранилище, в мастерскую для оборудования торпед, к грузовой штольне и к каналу. Сегодня в зале размещена экспозиция, рассказывающая об истории строительства объекта 825 ГТС – фото на разных этапах, образцы оборудования…

Второй транспортный зал и минно-торпедная часть

минно-торпедная часть музея

Здесь проводилось обслуживание, контроль и подзарядка торпед. Отсюда же их транспортировали либо в арсенал, либо непосредственно на подводные лодки. Транспортировка шла по специально проложенным рельсам. Лодка в этом случае заходила в канал, торпеды грузились на нее с помощью специального крана (его можно видеть во время экскурсии по каналу).

Транспортная потерна

Это длинный подземный ход, предназначенный для перемещений между отдельными структурными подразделениями объекта. Он был одним из самых сложных в строительстве, ибо прокладывался в очень твердых породах и должен был иметь строго определенный изгиб (это было необходимо для повышения устойчивости в случае ядерной атаки – тогда потерна становилась как бы дополнительной защитой). Прокладку хода вели самые квалифицированные рабочие Метростроя – больше никто не мог справиться с этой задачей.

Сухой док

Док предназначался для комплексного ремонта подлодок. Постановка лодки в него была довольно сложной операцией (включавшей самые неожиданные составляющие – например, уборку со дна дока рыбы после откачки воды). В доке лодка обшивалась лесами, и квалифицированные рабочие проводили все необходимые ремонтные операции.

Сухой док

На смежных с доком площадках располагалось ремонтное оборудование, парк станков, установки для зарядки аккумуляторов. Завод был двухэтажным – над производственными площадями размещались кабинеты руководства. Тут же были столовая и медпункт. Последний раз в доке ремонтировали подводную лодку в 1991 году.

Батопорты подземного канала

Эти мощные запирающие конструкции должны были изолировать базу от внешнего мира со стороны моря. Обычно батопорты используют при запирании сухих доков. Это особые конструкции, которые затапливают в нужном месте.

погрузка туристов в катер

И они перекрывают проход по воде, ложась на донный грунт. Батопорты подземного музея-завода в Балаклаве отличаются от обычных доковых повышенной мощностью и прочностью. Их осматривают туристы, выбравшие экскурсию на катере.

Арсенал

Обычно именно эта часть маршрута вызывает наибольший интерес у туристов. Арсенал занимал несколько помещений. И теперь там не только воссоздана обстановка времен холодной войны, но и представлены экспозиции, посвященные истории советского надводного и подводного флотов.

фото внутри базы

Комплекс арсенала имеет двойные двери повышенной толщины и прочности – они должны были уберечь запас боеприпасов в случае ядерной атаки. Хотя они создавались в 1950-е годы, по виду они напоминают антураж современных фантастических фильмов.

Далее туристы имеют возможность осмотреть помещения, где проводилась сборка и проверка боеприпасов, транспортные пути, которыми они перемещались на хранение или погрузку на лодки, а также склады. Особого внимания заслуживает отсек хранения боевых частей с ядерными зарядами (ракеты хранились не оснащенными, боевые части устанавливались на них при необходимости).

У туристов также есть возможность познакомиться с системами обеспечения секретности и безопасности в арсенале. Им показывают сейфы, где хранилась техническая документация и производственные инструкции, а также знакомят с правилами посещения арсенала и мерами безопасности при этом.

фото секретной базы ремонта подлодок

В транспортной потерне, которая в случае войны должна была служить не только транспортным коридором, но и местом проведения стыковки ядерных боезарядов с ракетами-носителями) сейчас оформлена выставка, посвященная советскому надводному флоту. А сборочный цех стал местом размещения экспозиции, рассказывающей о подводном Черноморском флоте.

Здесь наибольшее внимание привлекают модели подводных лодок. Лодка проекта 641 не имеет советского «имени собственного», а НАТО окрестило ее «Фокстротом». Это дизель-электрическая лодка; 4 таких судна были задействованы в ходе Карибского кризиса 1962 года.

Лодки проекта 877 в СССР получили имя «Варшавянка». На западе же их прозвали «Черными дырами» – из-за повышенной незаметности и сложности обнаружения. «Варшавянки» до сих пор состоят на вооружении. Примечательно, что музейная модель (масштаб 1:50) является действующей, она выполняет 50 команд и используется как тренажер для занятий с подводниками, а также при съемках художественных фильмов. Создал ее Владимир Гуров, капитан 1 ранга в отставке.

макеты подводных лодок

Естественно, в музее еще много всего интересного – от особенностей передачи звука до предупреждающих надписей на стенах. Все это вместе и создает полноту ощущения путешествия на машине времени в эпоху холодной войны. В планах сотрудников – пополнение коллекций, восстановление новых помещений и создание новых экспозиций.


Не пропустите: Лучшие достопримечательности Севастополя


Как добраться до музея подлодок из Севастополя

Рядом с базой подводных лодок остановок нет, ближайшая – в 800 м или в 10 минутах ходу, называется «Оболонь». До нее можно доехать на автобусах №№ 8 и 27 – от Кадыковского комбината, 9 и 182 – от 5-го км Балаклавского шоссе, 33 – от Железнодорожного вокзала, 34 и 94 – от ост. «2-е отделение», 35 – от Казачьей бухты.

На машине самостоятельно добраться до музея от центра Севастополя (от площади Нахимова) можно так:

А вот так доехать до музея можно на от центра Балаклавы:

Контактная информация. Цены на билеты. Видео


  • Адрес: Таврическая набережная, 22, Балаклава, Севастополь, Крым.
  • Координаты GPS: 44.500724, 33.596329.
  • Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com/
  • Телефоны: +7-8692-63-75-90 (офис), +7-978-889-10-56 (экскурсии).
  • Группа в ВКонтакте: https://vk.com/club64899617
  • Электронная почта: vimfs@mail.ru
  • Режим работы (график): со среды по воскресенье – с 9:20 до 16:00.
  • Цены на входные билеты: для взрослых – 300 рублей, для учащихся – 100 руб.
  • Цена экскурсионного посещения: 20000 р. за индивидуальную лекцию-экскурсию.

Сильное и сложное впечатление оставляет посещение музея. С одной стороны, его существование в помещениях секретной базы доказывает, что холодная война закончилась. С другой же, масштабность самого сооружения показывает, насколько серьезной штукой является атомная угроза. А она-то никуда не делась…

Понравилось? Поделитесь с друзьями!




Комментарии и отзывы читателей

  1. Объект был построен совершенно не напрасно, и служил верой и правдой, а вот, предатели, развалившие СССР, действительно прожили или доживают свои никчемные деньки совершенно напрасно на нашей грешной матушке Земле.

    Офицер РВСН в отставке

    * Дай Бог, чтобы объект был возрожден.

  2. Поскольку я живу в Крыму, я несколько раз бывала в подводном музее, приводя с собой гостей с материка. А вообще Балаклава очень милый и притягательный городок. Ещё с советских времён он остаётся по-прежнему «военно-закрытым» в своей уникальной бухте. В городке мало что изменилось, не считая новостроек, лепящихся, словно ласточкино гнездо, на скалах. Побывав здесь впервые, я подумала: вот куда уходили деньги советских налогоплатильщиков. Такой завод отгрохать с инженерными заковыками, с невидимым выходом из горы. Во второй раз мнение несколько поменялось: ведь жили в ТАКОЙ мощной державе и что осталось? От былой мощи завод-музей для зарабатывания денег. Грустно. Мучила и смутная мыслишка: зачем всё это показывать народу, охранным объект остаётся по сей день, а вот секретность свою утратил. Завод не может просто так разрушиться — ведь придёт и его черёд. Он должен снова стать нужным, тем более, что здесь стоит Черноморский флот России, есть субмарины, хотя они уже нового поколения. Наследие более чем в полном порядке, и творение рук золотых советских спецов не должно кануть в Лету. Строеное на века, обязано служить державе, в том числе и народу по своему назначению. Кто ещё из приезжих не видел завод-музей, поспешите. Это стоит зрелища.

  3. Сегодня 17.07, а музей и не работает с 27 июня и никакой информации не на сайте, телефон отключён! Обидно проехать весь Крым и не попасть! Опубликуйте информацию на сайте! Включите ваш контактный телефон

  4. Несколько лет назад мне повезло побывать на этом замечательном объекте. С первых минут нахождения внутри я был удивлен массивностью и масштабностью всего музея — начиная от дверей, которые в теории должны были защитить лодки от взрыва ядерной боеголовки, до огромного канала для самих лодок. Экскурсовод рассказывал интересно, экспонаты и макеты маленьких подводных лодок тоже увеличили наслаждение от экскурсии.
    Всем, кто поедет в Крым и будет в районе Севастополя, рекомендую потратить несколько часов на экскурсию – вы точно не пожалеете, ведь это уникальный объект аналогов, которому нет!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *