Как для кино с Андреем Мироновым у «Небесных ласточек» не вполне обычная судьба — они не сразу нашли путь к сердцам зрителей. Для фильмов, снятых в Крыму, у них тоже все непросто — в ленте нет никаких «подводных камней», имеющих отношение к натурным съемкам.
Вариации на французскую тему
Снимать на Крымском полуострове кинофильм, действие которого происходит «за бугром», для советских режиссеров было делом обычным. Крым и Прибалтика представляли собой, пожалуй, 80% советской кинозаграницы.
Планируя ленту по сюжету известной оперетты Ф. Эрве, режиссер и сценарист Леонид Квинихидзе поступил с первоисточником достаточно вольно. Из всей партитуры он оставил только «Канкан» — все прочее писалось В. Лебедевым специально для киноленты.
С помощью различных нюансов (вроде костюмов и автомобилей) была изменена хронология событий (в оперетте все происходит несколько раньше). В общем, фильм получился более «сказочным», менее связанным с реалиями, чем оперетта, хоть и ее в избытке реализма не упрекнешь.
Соответственно, и с антуражем было меньше проблем. Можно было сэкономить на декорациях и различной «подгонке» видов под требования эпохи. Условное же «начало ХХ века где-то во Франции» в Крыму можно было найти запросто.
Полуостров стал площадкой для натурных съемок. Сцены в различных помещениях снимали в основном на «Ленфильме» (работала именно эта киностудия) — устроить все необходимое в павильоне было делом несложным.
Без географических накладок
Для ленты «Небесные ласточки» практически не требовалось разнообразия локаций. По сюжету основные места действия находились поблизости — старинный монастырь, в котором разместился пансион для благородных девиц и небольшой городок рядом.
Так все случилось и в реалиях — места для съемок были выбраны на небольшом удалении друг от друга. Ими оказались Ялта (куда ж без нее!) и Алупка. Точнее, не сам курортный поселок, а его знаменитая достопримечательность — Воронцовский дворец.
Памятник архитектуры в английском вкусе примечателен своим стилистическим разнообразием. Поэтому в зависимости от того, в каком ракурсе захватывали это строение или какая именно его часть служила фоном для разворачивающегося действия, местность в кадре менялась вполне радикально.
Соответственно, и нарядный парадный вход в пансион, и лестница, и узкие переходы, напоминающие о рыцарских замках — все это один Воронцовский дворец. Так вот хитро устроен он архитектором.
Понятно, в кадре неоднократно показывается и Воронцовский парк — прилегающая к дворцу территория. Это шедевр ландшафтного дизайна, и снимался он тогда в кино не в первый и не в последний раз.
Поскольку граф Воронцов был англоманом, то и парк у него получился вполне в европейском вкусе, ему ничего не стоило сойти за юг Франции. Вот дворцовые интерьеры не годились — они слишком шикарны для монастыря и религиозного учебного заведения.
Для съемок в городе использовали старую часть Ялты. Это перекресток улиц Свердлова и Дражинского, район гостиницы «Приморская». Эти кварталы тоже привлекали внимание кинематографистов неоднократно.
Также в кадре появлялись участки набережной в Алупке (тоже в районе дворца) и окрестные горы. Но все же «главные роли» выпали Воронцовскому дворцу и ялтинской улице Дражинского.
Уноси готовенького!
Надо сказать, никаких особенных событий, связанных именно с местами съемок, в истории «Небесных ласточек» не обнаруживается. В этой ленте непросто шел подбор актеров, это да — один Миронов изначально не вызывал сомнений.
Проживая в Ялте, съемочная группа «поступила на довольствие» к матери Ии Нинидзе, игравшей главную роль (актриса, хоть и имела уже опыт работы в кино, была девочкой-подростком). Целью усилий было хоть немного откормить худенькую девочку, в чем матери усиленно помогал Миронов. Результатов, однако, не было.
Сама же Ия в качестве мести за усиленное питание дразнила Миронова, обращаясь к нему при свидетелях «дядя Андрюша». Кумир миллионов смущался и досадовал.
Ленту действительно не сразу «распробовали» зрители. К тому же в 1977 году у нее возникли проблемы административного характера — «Небесных ласточек» не спешили показывать из-за того, что Сергей Захаров, игравший романтического героя-офицера, попал в уголовную историю с дракой. Впрочем, этот «бойкот» был непродолжительным, и к Крыму точно отношения не имел.
Но кто в ходе съемок «попал» основательно — так это Миронов. И случилось сие как раз в Крыму. Ибо о съемках в Ялте с участием популярнейшего актера прослышали в «Артеке».
Миронова доставили к цвету пионерии в добровольно-принудительном порядке. Актера ждал целый стадион ребятни (более чем толковой и продвинутой — иных в «Артеке» не бывало) и оговоренный сценарий встречи.
Ага, сейчас! Не успел Миронов выйти к юным почитателям, как весь стадион с завидной слаженностью грянул «вжик-вжик-вжик — уноси готовенького!». Достойная юного мушкетера песенка Маркиза из «Достояния республики» к тому времени уже была известна любому уважающему себя пионеру.
А далее несчастного учителя пения из монастырского пансиона взяли в плотную осаду и заставили несколько часов подряд давать автографы! И сам Миронов, и особенно его водитель потом с ужасом вспоминали отъезд из «Артека» — с истинно черепашьей скоростью, через плотную толпу не спешащих сторониться пионеров… Вот и снимайся после этого в Крыму!
Экскурсии, которых нет
В отличие от Алупки, специальных «киношных» экскурсий в Ялте ныне нет. Но места, где снимали «Небесных ласточек», все равно посещаемы. Улица Дражинского — одна из известнейших в старых кварталах курортной жемчужины полуострова, туристы гуляют там толпами.

Если же их сопровождает дотошный экскурсовод, то он, наверное, расскажет и о съемках «Небесных ласточек» — наряду с «Неуловимыми» и другими лентами. Правда, прежней гостиницы уже нет, и вообще точные места съемок ныне выглядят совсем не так, как в 1976 году.
Изменилась и Алупка. Нет, Воронцовский дворец все тот же, и экскурсии его посещают регулярно. Конечно, гиды упоминают и о роли замка в кино, и внимательным зрителям не составит особого труда найти на местности конкретные кадры. На охраняемой территории все осталось, как было.

Но вот набережная сейчас уже совсем не такая, как ранее. Да и вид прилегающих гор изменился. Оползни уничтожили некоторые участки склонов, где снимали «Небесных ласточек», и теперь местность неузнаваема. Впрочем, на полноценную экскурсию география этой ленты и не тянет — маловато.
В общем-то, дело не в том, чтобы превращать «киношные» места в экскурсионные объекты. Важно, что хороший сценарий и прекрасная актерская работа естественным образом соединились с красивой и необычной местностью, в результате чего и был снят запомнившийся миллионам фильм.