Графская пристань

Графская пристань — парадный причал Севастополя

Во всех городах «с историей» есть места, в которых как бы концентрируется их характер. И значение Графской пристани для Севастополя сравнимо со значением Мавзолея для Москвы.

СОДЕРЖАНИЕ



Где находится Графская пристань на карте

Достопримечательность расположена в самом сердце Севастополя, рядом с площадью Нахимова, невдалеке от памятника Затопленным кораблям, Приморского и Матросского бульваров, здания Севастопольского морского вокзала.

  • Координаты GPS — 44.617043, 33.526593

3D-панорамы пристани:

Краткая история Графской пристани

Личный причал командующего

Как в избе танцуют от печки, так и Севастополь строился от пристани — такое уж у него изначально было назначение. Первый причал (в виде деревянного настила, к которому могли приставать шлюпки) здесь построили по факту в момент основания города — в 1783 году. Близ него начал строиться адмирал Ф.Ф. Макензи и зародилась будущая площадь Нахимова.

фото пристани вблизи

В 1787 году основа города была уже готова и в честь матушки-государыни поименована (начинала создаваться севастопольская городская топонимика). Соответственно, к Екатерининской площади теперь приводила Екатерининская пристань, почетного наименования ради оформленная камнем.

Вот только площадь Екатерининской называли, а пристань — нет. И дело тут было в одной шлюпке, регулярно у нее швартовавшейся. А точнее, в пассажире этой шлюпки.

старые фото пристани

М.И. Войнович, флотский офицер из Далматии на русской службе, в 1786 году стал командующим Черноморской эскадрой, а в Севастополь попал еще ранее. Далее он получил чин контр-адмирала и очень хорошо показал себя в ходе войны с Турцией 1787-1791 гг. Это был человек вполне обеспеченный, проживал он в собственном небольшом имении на Северной Стороне. Чтобы попасть в Адмиралтейство, ему и приходилось регулярно отправляться к Екатерининской пристани.

А Войнович имел титул. Графский. Вот так оно и получилось — севастопольцы привыкли встречать у первой городской пристани графскую шлюпку и переименовали и пристань в ее честь. Получилось справедливо, ибо в честь Екатерины в Севастополе чего только ни называли, а граф Войнович немало сделал для города и флота (в том числе организовал и благоустройство пристани!) и вообще был вполне достойным, хоть и не выдающимся, моряком.

старое фото пристани со стороны моря

Самовольно присвоенное название оказалось на редкость живучим. Его попробовали заменить в 1925 году — как неполиткорректное в революционных условиях. Но революционное название все равно фигурировало только в документах и в официальных адресах, а в разговорной форме пристань продолжала именоваться Графской — хотя бы потому, что «пристань имени Третьего Интернационала» не очень-то выговоришь. После распада СССР традиционное название стало официальным.

Ворота города

История развития Графской пристани не закончилась сооружением ведущей к ней каменной лестницы при М.И. Войновиче. В 1834 году на нее обратил внимание адмирал М.П. Лазарев (тот самый, который открыл Антарктиду и оставил по себе в Севастополе самую добрую память). Он вообще заботился о благоустройстве и украшении города и задумал сделать из причала настоящие его ворота, такие, чтобы даже самых важных и желанных гостей было бы не стыдно встречать.

освобождение Севастополя от фашистов

Проект обустройства был готов в 1838 году. Его разработал Дж. Уптон, английский офицер-строитель, известный в Крыму несколькими успешными проектами. Идея подразумевала переустройство не только собственно пристани, но и набережной, и примыкающей части застройки. Однако реализация идеи застопорилась.

Сперва пришлось переупрямливать начальство местного уровня — князя А.С. Меншикова. Затем проект передали на высочайшее утверждение, и царю Николаю I не понравился главный элемент будущего ансамбля, колоннада в классическом духе.

пристань при СССР

Графская пристань, 1956 год

Упрямый Лазарев с царем был не согласен, но на скандал разумно не шел. И ему таки удалось «перепилить» монарха и добиться реализации проекта — с колоннадой вместе. Строительство было завершено в 1846 году. Именно в этом виде (с незначительными изменениями и дополнениями) пристань известна и сейчас — в качестве «визитной карточки» Севастополя.

В ходе Крымской войны Графская пристань имела немалое военное значение — через нее велось снабжение севастопольских бастионов. Понятно, что англо-французская коалиция желала помешать этому процессу. В конце августа 1855 года один из вражеских снарядов попал в баржу с боеприпасами, стоявшую рядом с пристанью. Взрыв был весьма мощным и сильно повредил все сооружения.

колоннада в лучах солнца

Однако после войны все было восстановлено. Так же случилось и после Второй обороны — в ходе боев Великой Отечественной Графская пристань тоже сильно пострадала. Восстановительные работы несколько затянулись, но все равно были проделаны.

Ныне Графская пристань является охраняемым памятником архитектуры. Это одно из самых известных строений Севастополя.

Архитектурные особенности Графской пристани

С точки зрения архитектуры, основной элемент Графской пристани представляет собой пропилеи, то есть парадный проход, оформленный в античном стиле. Это два опорных сооружения-павильона в форме параллелепипедов, соединенные двумя рядами колонн дорического ордера (это самый строгий и скромный из греческих архитектурных ордеров), перекрытых антаблементом.

1846 - год основания Графской пристани

На небольшом ступенчатом аттике указана дата завершения строительства пристани — 1846 год. Общие габариты сооружения невелики. Высота колоннады — 6,5 м, длина — 18 м. Глубина совсем незначительна — немногим менее 3 м.

Эта парадная конструкция выводит к большой парадной лестнице, по которой можно попасть к собственно пристани. И лестница, и колоннада исполнены из белого инкерманского камня. В средней части лестницы на ступенях использована порода другого цвета, что создает эффект ковровой дорожки. Лестницу ограничивают невысокие парапеты.

вид с моря

Внизу на парапетах установлены скульптурные изображения львов. Им примерно столько же лет, как и комплексу в целом, а автором их является итальянский скульптор Ф. Пелличио. Вероятно, он же исполнил и статуи божеств, установленные в боковом павильоне. Ныне сохранилось одно мужское и одно женское изваяние.

Каких божеств они изображают и почему именно эти изображения появились у пристани — неясно. Очевидно лишь то, что мужское изваяние не имеет отношения к богу морей и покровителю моряков Посейдону. Известно, что изначально статуй было четыре.

скульптура мужского божества

Со львами Пелличио связана единственная настоящая легенда Графской пристани. Считается, что один (и только один!) из каменных хищников способен исполнять желания. Для этого нужно положить руку ему в пасть. Хитрость в том, что не известно, который это из львов. Второй никакими чудесными свойствами не обладает.

скульптура женского божества

Лестница выводит, собственно, к пристани. Причал действующий, от него регулярно отправляются катера, являющиеся в Севастополе видом городского транспорта. Стоят здесь и экскурсионные суда.

По вечерам колоннада пристани красиво подсвечивается — в несколько цветов. Белое сооружение становится как бы подкрашенным акварелью. Цвета могут изменяться, как и их интенсивность, ведь подсветка обеспечивается системой прожекторов, а не стационарными светильниками, закрепленными на самом сооружении.

скульптура льва

Поэтому ночью колоннаду Графской пристани можно наблюдать в разных тонах и получить в результате разные впечатления. Из-за живописности она в таком виде часто появляется в разных репортажах, рассказывающих о Севастополе — хоть в виде фото, хоть видео.

Достопримечательности у Графской пристани

Графская пристань — очень известный объект сама по себе. Ее включают во все обзорные экскурсии по Севастополю, даже те, которые устраиваются для приехавших на полдня и по определению отличаются весьма бедной программой. Но делается это во многом по причине практичности, ибо рядом с пристанью находятся и другие «программные» достопримечательности, без посещения которых нельзя представить себе визит в Севастополь.

Мемориальные доски

В разное время на Графской пристани были размещены несколько мемориальных досок, увековечивающих разные события в жизни Крыма и Севастополя. Их изучение весьма полезно, так как помогает лучше понять, какие именно стороны севастопольской жизни в разное время ценились теми, кто имел право решать, увековечивать человека или событие или не стоит.

Мемориальные доски

Первая доска рассказывает о Синопском сражении русского флота с турками. Она установлена в ознаменование чествований адмирала П.С. Нахимова, победителя в этой битве.

Вторая посвящена революционном лейтенанту П.П. Шмидту. Именно с Графской пристани отбыл он на крейсер «Очаков», где встал во главе восстания в конце 1905 года. В Севастополе сохраняется несколько памятных мест, связанных со Шмидтом и очаковским восстанием.

Червона Украина

Следующая плита имеет почти противоположный характер. Она напоминает о тех военных, кто в 1920 году из идейных соображений оставил Крым и Родину. Это были белогвардейцы армии барона Врангеля, проигравшие Красной армии сражение за Крым. Примечательно, что эмигрантом в ту пору стал и сын лейтенанта Шмидта (настоящий, а не герой Ильфа и Петрова).

Еще одна доска увековечивает крейсер «Червона Украина». Корабль входил в состав Черноморского флота и принял участие во второй обороне. Осенью 1941 года он занял позицию у Графской пристани с целью ведения артиллерийского огня, и 12 ноября был атакован авиацией и потоплен.

в память о покинувших Родину

Наконец, последний памятный знак сообщает об освобождении Севастополя от гитлеровцев и водружении над Графской пристанью советского флага. Примечательно, что произошло это 9 мая, но 1944 года.

об отбытии крейсера Очаков

В 2008 году представители украинских военно-морских сил пытались установить на Графской пристани еще одну доску, напоминающую о подъеме украинского флага на черноморских кораблях в 1918 году. Но севастопольцам идея не понравилась, возник конфликт. Жители города вышли из него победителями, так что прибавления числа памятных досок на Графской пристани не случилось.

Интересные места поблизости

Графская пристань привлекает внимание самодеятельных туристов и экскурсионных групп не только сама по себе. Ее осмотр не может занять сколько-нибудь много времени. Однако в прямом смысле в двух шагах расположены и другие интересные места, так что посещение относительно небольшого городского участка способно принести немало впечатлений.

площадь Нахимова

Пристань непосредственно примыкает к площади Нахимова — исторически первой в Севастополе. Ранее она носила название Екатерининской (а потом еще целую кучу разных имен), и именно с нею связано непопулярное дореволюционное официальное название пристани.

Отсюда начинался собственно город. Ныне на площади установлен памятник адмиралу, один из самых популярных городских монументов. Там же находится масштабный мемориал, увековечивающий Вторую Севастопольскую оборону 1941-1942 годов.

Матросский бульвар

К площади примыкают известные исторические прогулочные зоны Севастополя — Приморский и Матросский бульвары, набережная Корнилова. Они и сейчас являются популярными местами прогулок и спокойного отдыха, здесь нетрудно найти приличный ресторанчик или кофейню.

Непосредственно мимо Графской пристани проходит улица Ленина (бывшая Екатерининская, что уже и не удивляет) — старейшая из севастопольских улиц. на ней можно найти несколько зданий старинной архитектуры, чудом сохранившихся после сражений Великой Отечественной.

Если пройти через колоннаду к причалам, по набережной можно дойти до спортивной базы «Динамо». Там есть концептуальный (но весьма дорогой) бар-ресторан. Вообще проблем с питанием около Графской пристани не возникает. А вот отели находятся на некотором от нее удалении (ближайшим можно определить «Севастополь»).

Важнейшая часть севастопольской жизни

Но самое интересное в Графской пристани то, что при всей своей древности и архитектурной ценности она и сегодня является полноправным участником повседневной севастопольской жизни. И многие местные жители воспринимают ее не столько как достопримечательность, сколько как полезный, активно используемый объект городской инфраструктуры.

катера у Графской пристани

Графская пристань — одно из тех городских мест встречи, которые изменить нельзя. Она предлагает семьям и интеллигентным пенсионерам культурный отдых на Матросском или Приморском бульварах. С ее набережной кормят чаек и просто любуются морем.

Отсюда удобно наблюдать за военными кораблями на севастопольском рейде и за гражданскими судами, проходящими в бухту. Здесь назначают свидания парочки и компании друзей, ибо это удобно — к Графской пристани нетрудно добраться из любого района города и отсюда куда угодно уехать можно.

вид с пристани

Мало того — в будние дни утром и вечером Графская пристань неизменно встречает и провожает плотный поток севастопольцев, прибывающих в центральные районы на работу из спальных кварталов Инкермана и Северной Стороны. Они пользуются для передвижения рейсовыми катерами, специфически севастопольским видом городского транспорта.

Эти морские трамваи отходят от Графской пристани строго по расписанию и двигаются по установленным маршрутам, везя пассажиров к верховьям Севастопольской бухты, на площадь Захарова и в другие пункты.

свадьбы офицеров на пристани

В городе этот вид транспорта во многих случаях оказывается самым удобным, ибо объезд протяженной бухты по суше занимает слишком много времени. Поэтому Графская пристань своей ролью в городском транспортном потоке ныне подобна московской «площади трех вокзалов».

Сюда по традиции приезжают в день свадьбы севастопольские молодожены. Здесь же школьники города встречают после выпускного вечера свой первый взрослый рассвет. Проводятся поблизости и праздничные новогодние мероприятия — хотя бы потому, что на площади Нахимова, буквально в двух шагах от колоннады, традиционно стоит одна из главных севастопольских елок.

парад ВМФ

Но самая важная роль отводится Графской пристани в деле проведения севастопольских военно-морских парадов. Они традиционно проводятся дважды в год — в День Победы и в День ВМФ. Более «высоким статусом» обладает как раз второй — на День Победы внимание отвлекают также другие торжественные и просто праздничные мероприятия.

В День Военно-морского флота корабли, назначенные для прохождения парадным строем, выстраиваются на траверзе Графской пристани. Командующий флотом на катере совершает их официальный объезд для приветствия. Затем его катер торжественно пришвартовывается у Графской пристани. На берегу проводится официальная церемония встречи, и тогда отдается команда к началу прохождения кораблей.

День Победы

Для зрителей, желающих наблюдать парад с наиболее выгодной позиции, еще в советское время были оборудованы трибуны в районе станции «Динамо» (а это совсем рядом с Графской пристанью). Они используются по этому назначению и сейчас, хотя достать билетик может оказаться сложней, чем раздобыть «мерседес» в СССР — слишком желающих много.

Кроме того, и на День Победы, и на День МВФ в районе Графской пристани устраиваются и другие мероприятия. Это могут быть показательные выступления представителей воинских частей, постановочные «военные операции», концерты военного оркестра.

вечерняя пристань

Здесь же поздравляют немногочисленных оставшихся ветеранов Великой Отечественной и участников боевых действий. По вечерам же ступени пристани становятся одним из самых удобных мест в Севастополе для наблюдения праздничного салюта. Но место лучше занимать заранее, о выгоде такой дислокации знают все, так что к моменту начала мероприятия на ступенях и набережной с гарантией будет занят каждый квадратный сантиметр.

подсветка пристани

В День победы ситуация складывается аналогично. Однако попасть на пристань может оказаться немного легче (днем — не на салют), так как наличие большего количества интересных праздничных площадок способствует более равномерному распределению зрителей по городу.

Как добраться (доехать) до Графской пристани

Если рассматривать наземный транспорт, то ближайшая к пристани его остановка называется «площадь Нахимова». Через нее следуют автобусы №№ 1, 12, 13а, 16, 22, 29, 30, 31, 77, 92, 94, 109 и 110, маршрутки №№ 4, 16, 71, 84, 109, 112 и 113, троллейбусы №№ 1, 3, 5, 7, 7а, 9, 10, 10к и 12.

На машине от района Севастопольского автовокзала проехать до Графской пристани можно так:

При всем этом отзывы о Графской пристани у туристов обычно получаются формальные и описывают не впечатление от конкретного места, а общее довольство визитом в Севастополь. Но их можно понять и даже одобрить — масштабы-то несравнимы. Человек поневоле теряет в чувстве собственной значимости, когда оказывается в месте, столь явно отмеченном Судьбой, как Графская пристань. В заключение — видео в тему, приятного просмотра!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!




Комментарии и отзывы читателей

  1. про парадные врата сильно сказано, хотя Графская пристань действительно достойное место.
    читатели и администрация, если у кого-нибудь старые фотки пристани? очень нужно…

  2. Соглашусь, что Графская пристань является одной из визитных карточек Севастополя. Да по другому наверное и быть не может, учитывая то, что она расположена в самом сердце города и рядом находится множество других достопримечательностей. От Приморского бульвара до памятника Нахимову и мемориала в честь обороны Севастополя в Великую Отечественную войну.
    Впечатляет конечно Графская пристань. Особенно когда к ней подходишь с площади Нахимова. Белоснежные колонны на входе сразу говорят, что это место с богатой историей. А пройдя их где-то и сам, в душе конечно, начинаешь чувствовать себя великим флотоводцем.)) Солидно и красиво все здесь выглядит.
    Правда, если смотреть на Графскую пристань со стороны моря, уже несколько теряется ее величие. Особенно на фоне мощных современных кораблей, которые стоят у причалов в непосредственной близости. Но ничего не попишешь. Мощь флота постоянно растет, а Графская пристань все же остается не более чем историей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *