Южная бухта в Севастополе

Южная бухта: в самом центре города Севастополь

Многочисленные севастопольские бухты различаются названиями и специализацией. Обусловлено это как природой, так и историческими обстоятельствами, сформировавшими лицо города-героя. Южная бухта Севастополя сразу стала местом стоянки кораблей – она удобна для этого. Сейчас же залив представляет собой крупный транспортный центр – в нем расположились Порт и Железнодорожный вокзал.

СОДЕРЖАНИЕ



Где находится Южная бухта на карте

Карта показывает ее нам в самом сердце Севастополя, недалеко располагается Артбухта. Поблизости также можно обнаружить Владимирский собор, Храм Петра и Павла, панорама «Оборона Севастополя» и другие значимые достопримечательности.

Исторический очерк

С точки зрения географа, Южная бухта впадает в главную Севастопольскую. Но сама она тоже имеет «приток», коим является знаменитая б. Корабельная. Происхождение наименования простое, как компас – Южная действительно протянулась вдоль линии юг-север. Ранее она носила татарские названия – Чабан-Кош («Пастушья бухта») и Карталы-Кош («Бухта коршунов»). Ее длина – 2,4 км. Она разделяет населенный пункт на Южную и Северную стороны. «Ограничителями» гавани выступают Павловский и Николаевский мысы.


3D-панорама Южной бухты

При этом многие туристы, осматривающие интересные места в центре Севастополя, часто даже не понимают, что наблюдают не Севастопольскую, а Южную бухту – ее имя, выражаясь языком рекламы, «не раскручено». Зато и побережье, и акватория познавательны – в окрестностях произошло немало исторических событий, тут же расположилось много интереснейших зданий и важных учреждений.

Бесполезно искать на берегу Южной модные пляжи – с момента основания Севастополя она использовалась практически, для корабельной стоянки. На начальном этапе существования города в ней мог уместиться (и умещался) весь российский Черноморский флот. Стоянка была удобной благодаря отвесной береговой линии и значительной глубине – корабли с большим тоннажем могли подходить к самому берегу. В этом качестве бухта используется и сейчас – в ней стоят как гражданские суда, так и военкоры.

Торговые последствия Крымской войны

Если изначально Южная бухта была базой боевой флотилии, то поражение России в Крымской войне привело к ее нынешней двойной специализации. Она сыграла в ней заметную роль – через нее проходила переправа войск на Северную сторону (был устроен временный мост). Прикрывала отход Николаевская батарея на одноименном мысу. Укрепление было тогда наибольшим русским приморским фортом. Но осмотреть его не получится – после отступления батарея была взорвана, дабы ею не воспользовался враг.

фото Южной бухты

После завершения конфликта Россия по условиям мира утратила право иметь черноморский флот. Но Севастополь не желал отказываться от звания важнейшей гавани страны. Еще в 1855 г. Н.А. Аркас (капитан I ранга) и Н.А. Новосельцев (купец) предложили царю проект создания чисто гражданской, коммерческой пароходной компании, которая, однако, в случае необходимости могла бы предоставлять суда военным для их нужд.

Утверждение перспективного проекта задержалось на год из-за смены монарха. Но в 1856 г. существование Русского общества пароходства и торговли было решено росчерком высочайшего пера. Бухта Южная в Севастополе стала «штаб-квартирой» новой фирмы – в 1859 г.

Общество построило здесь свою пристань. Она стала самой значительной на побережье Южной, надолго превратившись в центр местной торговли и общественной жизни. Заодно организация сохраняла и боевое значение бухты, обходя условия Парижского мира – благодаря особенностям своего устава. Уже в 1877 г. шесть его пароходов отправились на войну с Турцией, наскоро переделанные в крейсера.

корабли в Южной бухте

Кроме этого причала, в Южной в позапрошлом веке появилось немало других. Самым известным является Графская пристань – знаменитая достопримечательность Севастополя. В Южной в разное время базировались флотилии самых разных специализаций – от миноносок до плавучих тюрем, заключенные которых работали на тяжелых работах в порту и доках.

Не миновали Южную и события Великой Отечественной. В ноябре 1941 г. в ее водах немецкими бомбами был потоплен «Червона Украина» – первый крейсер, построенный советской властью, и единственный, уничтоженный фашистами. Корабль первым открыл огонь при Второй обороне.

Познавательная прогулка в Южной

Южная бухта не подходит для купания – сегодня ее берега в основном заняты причалами для военных и крупных гражданских суден. Нечего тут делать и дайверам – небезопасно, а «Червону Украину» все равно в 1947 г. подняли, она еще долго служила на флоте. Однако экскурсии по гавани на катерах весьма популярны. Они дают возможность осмотреть военкоры, базирующиеся в ней, так что тут преобладает познавательный отдых.

Многие из них – просто «обслуга», не привлекающая особого интереса. Но все туристы обращают внимание на огромный плавучий госпиталь «Енисей» и ракетные катамараны «Самум» и «Бора», слушают с раскрытыми ртами рассказы экскурсоводов об этих судах. Не остаются без внимания и три украинских корвета, оставленные здесь.

панорама Южной бухты

У Южной тоже немало интересного. Рядом с бухтой расположился филиал МГУ в Севастополе. В бывшем здании Адмиральского корпуса ныне находится больничное отделение. Установлен в бухте памятник «Свободному» – эсминцу, что при Великой Отечественной взял на себя роль береговой батареи и был потоплен фашистами.

Про окрестности Графской пристани (откуда и отправляются экскурсионные катера) и говорить не приходится. Железнодорожный вокзал (эклектичное старое здание) тоже можно счесть достопримечательностью. Движение сейчас мало интенсивно (в основном пригородные электрички), но ситуация может кардинально измениться после пуска железнодорожной полосы Крымского моста.

Крупных курортно-туристических центров на ее берегах нет – из-за отсутствия пляжей. Найти деловую гостиницу или хостел можно, но обычно туристы приезжают в окрестности Южной на экскурсии, а живут в других местах.

Как добраться (доехать)?

Сразу несколько остановок городского транспорта нетрудно обнаружить рядом с Южной бухтой – «Дом офицеров флота», «Сквер Ленинского комсомола», «Площадь Суворова», «Улица Героев Севастополя» и пр.

На машине от автовокзала до берегов бухты несложно доехать так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Нахимовский муниципальный округ, Севастополь, Крым.
  • Координаты GPS: 44.605902, 33.531037.

Отзывы конкретно о Южной бухте Севастополя пишут нечасто – хотя бы потому, что путают ее с Севастопольской. Но значение акватории в истории мегаполиса (как для Крыма) и его современной экономике меньше от этого не становится. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *