В советской киноиндустрии сюжеты Александра Дюма-отца хоть и снимались хорошо, но, кроме «Мушкетеров», не были очень популярными. «Узник замка Иф», рассказывающий историю графа Монте-Кристо, как раз таков. Немногие знают, что некоторые его части снимались в Крыму. Рассмотрим, какие именно и в каких городах.
Кино с хорошими задатками
Изначально фильм имел множество оснований для превращения в шедевр и легенду отечественного кинематографа. Одним из авторов сценария выступал Марк Анатольевич Захаров — личность в кино легендарная, да и литератор он более чем приличный. Ставить картину должен был Г.Э. Юнгвальд-Хилькевич, уже прославленный «Мушкетерами».
Главную роль тоже заранее предназначили Михаилу Боярскому, выдающемуся д’Артаньяну советского экрана. Других актеров тоже подбирали с умом, причем подобрали отлично — и по известности, и по мастерству. Базой стала Одесская киностудия, знаменитая хорошими приключенческими фильмами.
Финансирование и условия для съемок тоже были замечательные. Поскольку в производстве ленты приняла участие Франция, стали возможными съемки в этой стране, то есть на экране мог появиться подлинный замок Иф и настоящие виды Парижа, Марселя и Италии. Музыкальным оформлением занялся Александр Градский, человек в то время более чем известный.
Тем не менее, повторения успеха «Мушкетеров» не вышло. 3-серийный фильм вышел добротным и был хорошо принят зрителями, но без подлинного восторга. Достаточно сказать, что многочисленные песни из него так и не разошлись по магнитофонам и дворовым гитарным посиделкам.
Как, впрочем, и ни одна цитата не обогатила русский фольклор (а ведь после «Мушкетеров» 100% населения СССР старше 10 лет знало, что значит французское выражение «пуркуа па?» и распевало «пара-пара-порадуемся на своем веку…»!). Соответственно, места съемок как-то не вызывали массового интереса.
Неожиданные сложности
Надо сказать, никаких проблем с финансированием производства фильма, поездками по выбранным натурным локациям, техникой и тому подобными вещами у создателей «Узника замка Иф» не возникло. Зато почему-то люди проблемы начали создавать сразу, создавая их на протяжении всего времени работы над фильмом.
Для начала — Михаил Боярский от главной роли решительно отказался! Ему не понравился сценарий! Режиссеру едва удалось уговорить «д’Артаньяна» на роль второго (причем «негодяйского»!) уровня. Отказалась сниматься Ольга Кабо, выбранная на главную женскую роль — она предпочла другой проект. Впрочем, Анна Самохина, заменившая ее, оказалась режиссерской находкой и удачей.
Дмитрий Харатьян, которому предлагали одну из ролей, крайне некстати решил свести близкое знакомство с «зеленым змием». Во время работы в Прибалтике группа оказалась в непосредственном соседстве с пивзаводом — и многие присоединились к его греху (по словам Боярского, коллектив извел на предприятии годовой запас продукции).
Сам режиссер влюбился в юную ташкентскую балерину Надиру Мирзоеву, игравшую роль прекрасной наложницы. Певец и актер Игорь Скляр горланил песни в неположенное время. В общем, у руководства картины хватало проблем с коллективом. Но Юнгвальд-Хилькевич как-то сумел управиться со всей этой братией и дал на выходе вполне приличный фильм.
Обширная география
При этом с организацией поездок в разные экзотические места никаких проблем не возникало. География ленты оказалась даже слишком обширной, из-за чего далеко не всегда можно точно указать, в каком городе, местности или даже стране снят конкретный эпизод «Узника замка Иф».
В кадре появляются итальянские виды, а из Франции — Париж и Марсель (где как раз начиналась вся история по Дюма, да и сам замок Иф расположен рядом). На территории СССР задействовали Ленинград (колоннада Казанского собора) и Ленинградскую область (Царское Село и Екатерининский дворец в г. Пушкин), Одессу, Ригу, Таллин и даже Бухару. Важные задачи выпали и на долю Крыма.
Возле Гурзуфа снимался весьма важный эпизод — побег героя из замка Иф. По Черному морю у берегов полуострова плавал бриг «Триумф» — специфический, чисто «кинематографический» советский парусник. Сюда же с Балтики специально доставили и еще одно судно, поменьше — для исполнения роли рыболовецкой шхуны, подбирающей беглеца в море.
В съемках были задействованы также окрестности Алупки (если быть очень внимательным, можно заметить Воронцовский дворец) и Алушты. Важный эпизод войны на Востоке, предательства и убийства был отснят в Ливадии, в так называемом «мавританском дворике». В этом музейном дворце Боярского (бывшего как раз в этом эпизоде центральным актером) после «Собаки на сене» вообще за своего числили!
Экскурсий не будет!
Фильм прошел на телевидении с успехом, но в истории почетного места не занял. По этой причине просто не могло возникнуть и экскурсионного интереса к местам его съемок. Так что их в Крыму ныне гостям не показывают, разве какой особо осведомленный экскурсовод упомянет…
Организовывать экскурсию по «Узнику замка Иф» неинтересно и потому, что география его слишком обширна. Даже в близких сюжетно эпизодах перемешаны Франция, Ливадия, Бухара, Марсель, Гурзуф, Париж, Рига… Очень сложно четко понять, где кончается одно и начинается другое. И как прикажете об этом рассказывать?
Кроме того, многие места, задействованные в этой ленте, снимались и в других, более примечательных. Поэтому в Алуште водят группы по «Кавказкой пленнице», а в Ливадии расскажут про «Анну Каренину», «Овода», «Двенадцатую ночь» и обязательно «Собаку на сене», но вряд ли про «Узника замка Иф».
В тему: 50 достопримечательностей Крыма и 20 экскурсий в Крыму
Тем не менее, в свое время фильм по Дюма стал приметным событием. Смотрели его многие и многим вполне понравились и режиссерские решения, и актерская работа.