где снимали Собаку на сене

Обзор мест съемок кинофильма «Собака на сене»

Крым – один из известнейших «актеров» советского кино. Он известен зрителю в самых разных амплуа – дебрей Амазонки, Дикого Запада, Страны дураков и Италии эпохи Возрождения… Попадались ему и совсем сложные роли. Например, в фильме «Собака на сене» полуострову пришлось быть Неаполем под испанским владычеством и с легким влиянием Франции…

Выбор дворца для съемок

Такие заковыристые условия обеспечил создатель пьесы «Собака на сене» Лопе де Вега. Он поместил своих героев в Неаполь – в тот исторический период, когда этот город находился под влиянием Испании. Героиня же (по имени Диана де Бельфлер), очевидно, являлась француженкой. И выбирай места съемок, как хочешь!

кадр из фильма

Но бывалый режиссер Ян Фрид не растерялся. Помпезные интерьеры он соорудил в павильонах (найти нечто, похожее на внутреннее оформление шикарного жилища XVII века в российских условиях было почти невозможно, макет сделать было проще). А за натурой сразу отправился в Крым, ибо знал, где там находится именно то, что ему надо.

За 22 года до «Собаки на сене» тот же Ян Фрид первым среди советских кинематографистов взялся экранизировать Шекспира. Он блистательно отснял «Двенадцатую ночь» и сделал это в Ливадийском дворце. И за испанским Неаполем Фрид тоже отправился туда, ибо отлично знал – замок сооружен в духе смешения стилей, так что там что угодно можно найти, главное ракурс правильный подобрать.

Дворцовые сложности

Но за период с 1955 по 1977 годы статус дворца изменился – с 1974 г. там располагались музейные экспозиции и потоком шли экскурсанты. Так что Фрида ждали непростые дипломатические переговоры с музейным руководством. Разрешение снимать ему дали, но при одном условии: музей закрываться не будет, как следствие, экскурсии пойдут своим чередом. Фрид согласился.

Боярский в Собаке на сене

Довольны остались все. Руководство музея затем отмечало, что съемочная группа вела себя идеально – за все время работы ничего не поломала и не испортила.

Фильм получился отличный, актеры обрели известность, зрители – море удовольствия. Дополнительное удовольствие получили и экскурсанты, которым довелось стать свидетелями творческого процесса. Особенно повезло одной группе – она напрочь забыла о глобальной исторической значимости Ялтинской конференции, когда увидела, как Боярский неловко наступил Тереховой на юбку и та оторвалась…

Незаменимая Ливадия

В результате в Ливадии отсняли все натурные сцены (а их в фильме немало). И потребовалось для этого не так много: дворцовый парк, итальянский дворик с его мраморными скамьями-диванчиками и кованой решеткой да лестница с химерами. Остальное было вопросом мастерства оператора. И люди, не бывавшие в Ливадии, без вопросов верили, что видят Неаполь или другой город, но точно итальянский.

главная героиня кино

Кроме дворцового комплекса, Крым был представлен в ленте актерами массовки (в этом плане все старые ялтинцы – кинозвезды, хоть где-то они да снимались) и музыкальным сопровождением. Исполнять знаменитую серенаду «Венец творенья, дивная Диана» Николаю Караченцову помогали участники народной оперы – был такой необычный самодеятельный коллектив тогда в Ялте…

К сожалению, даже в Ливадии не получилось найти абсолютно все, что требовалось режиссеру для работы. В частности, там не было подходящего балкона. Поэтому маркиз Рикардо (Караченцов) вместе с Народной оперой вдохновенно исполнял свою серенаду… дворцовой крыше. А прекрасная Диана затем благосклонно взирала на молчащего, хоть и трудолюбивого, оператора – стоя на балконе санатория «Днепр» (тоже Ялта).

Ливадийский дворец в Собаке на сене

В сцене с серенадой внимательные зрители усмотрели еще одну странность. Один из участников Народной оперы выступает в ней в… женских туфлях на высоченных шпильках! Так пришлось сделать, чтобы певец лучше вписывался в общую композицию – у него был очень маленький рост. Хотя соответствующий костюм ему все же подобрали.


Не пропустите — Все фильмы, снятые в Крыму


Судьба декораций

Специальные экскурсии по «Собаке на сене» никто не водит – запечатленные на пленке достопримечательности и так входят в программу осмотра комплекса Ливадийского дворца. Так что все посетители обязательно заглядывают в итальянский дворик (и его кованая решетка у многих обязательно ассоциируется с Джигарханяном) и прогуливаются по парку, на аллеях которого разворачивались действия фильма. Общедоступна и лестница с химерами.

комнаты Ливадии

Однако не все «декорации» знаменитой ленты ныне можно увидеть в натуре. Сотрудники музея сами затрудняются сказать, куда подевалась «скамья Боярского» – кованое изделие, на котором герой сочинял письмо возлюбленной. Долгое время она была приметной деталью Ливадийского парка, а потом непонятным образом исчезла. Вероятно, тут есть основания подозревать чье-то частное правонарушение.

Исчез также фонтан, возле которого происходило объяснение героев, и некоторые другие ландшафты. Тут причина посерьезней – после того, как был снят фильм, Ливадийский парк пострадал от оползней. Дело было уже после 1991 года, так что получение денег на проведение соответствующих защитных мероприятий заняло несколько лет. За это время часть парка успела разрушиться – отсюда и изменения.

Ливадийский парк в Собаке на сене

Наконец-то после того, как зрители впервые увидели полюбившееся кино, в Ливадии появились новые памятники – двум российским императорам и участникам Ялтинской конференции. Понятно, что это тоже вызвало некоторые изменения в парке.


В тему: ТОП-50 достопримечательностей Крыма и Самые интересные места Ялты


А в целом получилось так, что крымский дворец и хороший фильм зажили в симбиозе, принося пользу друг другу. Красота Ливадийского дворцового комплекса стала одной из важных составляющих успеха «Собаки на сене». А отличная режиссура и игра актеров послужили прекрасной рекламой крымской достопримечательности. В заключение — собственно, его величество кино, приятного просмотра!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!




Комментарии и отзывы читателей

  1. каблуки видны если пристально посмотреть, если уже в курсе. В самом начале. А вот с балконом что-то не то. Служанка выходит на другой балкон, не тот что на фото. И Боярский пел и спрыгнул . И с Еленой он говорит, видно же что не тот балкон.

  2. Вы пишете: «Один из участников Народной оперы выступает в ней в… женских туфлях на высоченных шпильках!»
    На какой минуте и секунде? Возможно, этот факт имел место, но в кадре ничего такого нет, никаких шпилек.
    И, кстати, Диана не слушает серенаду, стоя на балконе. Там только служанка выбегает на несколько секунд.
    Это то, что легко проверить… Вот теперь и подумайте, будет ли доверие к остальной вашей информации при таком небрежном отношении к фактам?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *