Разные вещи разумеют люди под словом «дача». Уроженец Феодосии, табачный фабрикант Иосиф Стамболи полагал, что дачей может считаться только мраморный дворец в мавританском стиле стоимостью в небольшой город.
СОДЕРЖАНИЕ
- Где находится дача Стамболи
- Предыстория появления
- История Дачи Стамболи
- Дача в период СССР
- Дворец Стамболи сегодня
- Архитектура последнего дворца
- Музейные собрания
- Как добраться до дворца
- Контакты: адрес и координаты
Где находится дача Стамболи на карте
Располагается особняк в центре Феодосии, в районе пересечения проспекта Айвазовского и улицы Дмитрия Ульянова. Рядом с ним можно отыскать отель «Алые паруса», гостиница Reiss, Межениновский мост, кафе «Людмила» и один из городских пляжей.
3D-панорама у входных ворота
История появления дачи Стамболи
«Стамболи» — искаженное от «Стамбул». Предположительно, именно оттуда прибыло ничем не примечательное и бедное похлеще церковных мышей караимское семейство в середине XIX века.
Однако был в этом семействе сын Веня, которого такое положение не устраивало. В Феодосии рассказывают разные истории о том, каким образом этот предприимчивый молодой человек начал свой путь в мультимиллионеры.
Фигурируют в этих рассказах хорошие ораторские данные Вени, позволившие ему недурно подработать в качестве индивидуального гида для богатых туристов. Другой вариант истории успеха рассказывает о ящике с обувной ваксой как первом рабочем месте будущего заводчика-монополиста.
Наиболее популярный вариант связывает успех юного караима с табачным делом — будто бы он терпеливо набивал бумажные папиросные гильзы табаком, который добывал из собранных на улицах окурков, и с лотка продавал этот товар бедным курильщикам.
Историки же излагают все это несколько прозаичнее — не только Веня, но и все семейство Стамболи промышляло лоточной торговлей папиросами собственного изготовления, хотя табак все же брало не из окурков. Вообще табачное дело в Феодосии в то время как бы считалось национальным занятием караимов — в этом бизнесе преуспели многие городские уроженцы из этого народа.
В общем, вскоре молодого Веню уже почтительно именовали Вениамином Осиповичем — из лоточника он превратился во владельца солидной табачной фабрики и большой сети магазинов для курильщиков. Своим трем сыновьям он оставил в наследство процветающее дело и многомиллионное состояние.
Вениамин Осипович Стамболи умер в 1897 году, и не успел достичь лишь одной из поставленных себе амбициозных целей. Ему почему-то втемяшилось расселить своих потомков по дворцам, что были бы подобны самым роскошным архитектурным образцам разных народов и обязательно располагались бы в разных частях света.
Похоже, это странное желание перешло по наследству к одному из сыновей фабриканта — Иосифу Вениаминовичу. Во всяком случае, он единственный попробовал действовать соответствующим образом.
Свадебный подарок
Иосиф Стамболи активнее, чем братья, занимался развитием семейного бизнеса и успешно преумножал состояние отца своего. Бывая по делам в Одессе, он познакомился с дочерью местного коммерсанта Рахилью Ильиничной Бобович.
Хотя такой брак вполне отвечал деловым интересам жениха и был более чем престижен для невесты, дело было не только в этом — Иосиф Стамболи действительно влюбился в Рахиль, да и девушка была вовсе не против свадьбы, несмотря на значительную разницу в возрасте (Рахиль была на 15 лет моложе Иосифа).
Собственно, разница в возрасте заставила жениха и невесту отложить бракосочетание — невеста была очень молода. И потому жених имел достаточно времени для того, чтобы придумать действительно сногсшибательный свадебный подарок. Он подумал-подумал, и остановился на отцовской идее — построить для молодой супруги не дом, а настоящий сказочный дворец.
Ялтинский немец, архитектор Оскар Вегенер, проклял не единожды тот день, когда согласился работать на Иосифа Стамболи. Да, платил он по-царски. Но как заказчик работ Стамболи оказался истинным ночным кошмаром подрядчика — он без конца вносил изменения в проект и требовал переделок!
В результате свадебный подарок немного запоздал — Иосиф и Рахиль поженились в 1911 году, а семейное гнездышко было окончательно достроено только в 1914-м. И пожить в нем семейству табачника удалось недолго — революционная атмосфера 1917 года показалась Стамболи нездоровой, и Иосиф с семьей и братьями выехал за границу.
Дальнейшая история этого семейства содержит немало белых пятен. По одним сведениям, Стамболи вернулись на историческую родину — в Стамбул — и там Иосиф снова наладил преуспевающий табачный бизнес.
По другим — они проживали в Париже, опять же жили за счет табачной торговли, но довольно скромно. Супружеская жизнь разладилась, и Рахили появился другой мужчина. Однако обе дочери вышли замуж, и во Франции (это факт) до сих пор проживают потомки бывших феодосийских табачных королей.
Но интересно не это, а то, что Стамболи перед эмиграцией так и не нашел покупателя на свою «дачку». Еще бы — ее строительство обошлось ему в сумму, точно превышающую 1 млн. рублей, а по некоторым данным почти в 2 млн.
Это была совершенно астрономическая сумма за дом, тем более что обширного дизайнерского парка (на которые обычно тогда и выкладывались богачи в Крыму) здесь не было. И семейство просто оставило дом. Позже Иосиф написал на него дарственную на свою младшую дочь Лидию. Но было поздно — у диктатуры пролетариата были на сей счет другие планы.
Дача в период СССР
Скажем прямо — сразу после революции излишне ретивые «экспроприаторы» неплохо проредили движимое имущество семейства Стамболи. Но на само здание и его отделку матросы, усилившие революционную отвагу горячительным, все же не покушались.
На это хватило ума у… продвинутого интеллектуала! Да, идею снести дом Стамболи как «пережиток прошлого» выдвинул не чекист рабоче-крестьянского происхождения, а утонченный эстет Максимилиан Волошин!
Однако у чекистов оказалось куда больше здравого смысла, и они начали с того, что забрали здание себе — в нем расположилось местное отделение ВЧК. Но это было недолго — вскоре дача, как и многие другие подобные достопримечательности Крыма, превратилась в санаторий для трудящихся. Через некоторое время он удостоился чести носить имя И.В. Сталина.
Во время обороны Крыма от гитлеровцев санаторий преобразовали в госпиталь, и захватчики решили, что это разумно. До самого освобождения полуострова в историческом здании лечили немецких раненых, а умерших хоронили тут же, в парке усадьбы (судя по фото, кладбище было оформлено в худшем варианте гитлеровского дурновкусия).
Но захватчиков из Феодосии выбили, их кладбище заровняли техникой (в 2003 году была произведена эксгумация и перезахоронение, но уж к этому-то советский период никакого отношения не имеет), а дача Стамболи снова стала обеспечивать советским людям полноценный отдых. Сперва в здании действовал пионерский лагерь, с 1952-го года — опять санаторий. А его в 1970-м году перепрофилировали в специализированное лечебное учреждение.
Вот тут-то судьба и сыграла злую шутку с памятью фабрикантов Стамболи. Дело в том, что лечить тут стали разные вредные зависимости, в том числе и… никотиновую. Дворец, построенный на табачные деньги, служил делу отказа от потребления табака!
Надо заметить, что постоянное использование дачи после революции различными учреждениями способствовало ее хорошей сохранности. Вообще здание хранила судьба — ни революция, ни две войны (гражданская и Великая Отечественная) не нанесли ей сколько-нибудь существенного ущерба, ни единая бомба или снаряд в нее не попали.
Единственной потерей стала скульптурная группа, украшавшая фонтан у главного входа. Два ангелочка в ней имели лица двух дочерей Иосифа и Рахили Стамболи (девочки были милашками, все в писаную красавицу маму). По легенде в обрушении группы были повинны отдыхающие, слишком активно фотографировавшиеся на (в прямом смысле) фонтане. Но это только по легенде.
Рыночная экономика обошлась с дачей куда суровей. В ней размещался офис коммерческого банка, затем ресторан. Новые «эффективные собственники» не слишком заботились о сохранности исторического наследия — к примеру, ресторатор не придумал ничего лучшего, как побелить уникальные расписные потолки.
Состояние здания понемногу ухудшалось. Затем в нем были «расквартированы» музеи, но само строение настоятельно требовало реставрации.
Что собой представляет дворец Стамболи сегодня
Дача Стамболи привлекала туристов не только своей архитектурной оригинальностью, но и «внутренним содержанием». Здесь устроили экспозицию, рассказывающую о семействе Стамболи, а еще в здании разместился музей подводной археологии — заведение уникальное.
Однако сейчас у туристов есть проблемы с ознакомлением с экспозицией. В 2016 году начались масштабные реставрационные работы — дачу Стамболи восстанавливали. Частично эти работы уже выполнены, но полное их завершение анонсировано только в 2022 году.
На время ремонта музей подводной археологии переехал в Судак. С его коллекциями можно ознакомиться там свободно. Но вот в Феодосии уже звучат голоса обеспокоенных: а вдруг Судак не отдаст им коллекции обратно после того, как дача Стамболи будет готова их принять? Ведь, строго говоря, именно Судак является «колыбелью» отечественных археологических исследований под водой…
Но вопрос возвращения музея будут решать соответствующие государственные структуры. Туристам же остается справляться о доступности дачи Стамболи и ее музейных собраний непосредственно перед прибытием в Феодосию — ведь ситуация может измениться в любой момент.
Последний дворец Феодосии
Дача Стамболи стала последним зданием «дворцового» типа в Феодосии — далее война и революция изменили и вкусы, и возможности. Но получился этот заключительный опыт истинно роскошным.
Все времена и страны
В начале ХХ века в моде вообще была так называемая эклектика. Такая архитектура допускала смешение веяний разных регионов и разных эпох, и Крым может похвастаться немалым количеством примеров более чем удачного применения приема.
Дача Стамболи — один из них. Основной идеей этого здания является стиль модерн. Однако в проекте не менее отчетливо выражен мавританский стиль в его испанской вариации. А оконные витражи и стрельчатые проемы намекают на готику.
Здание невысокое — два этажа. Однако оно кажется выше благодаря многочисленным украшающим элементам. Планировка у него сложная, она как бы составлена из нескольких прямоугольных блоков. По назначению дом делится на хозяйскую и гостевую части. У него два входа — летний и зимний (в разных стилях). Общая площадь дачи превышает 1500 кв. м — вполне себе полноценный дворец!
Строение окружает небольшой парк, но это не один из тех шедевров ландшафтного дизайна и ухищрений садоводов и ботаников, какие можно видеть на Южнобережье. Парк невелик, наиболее заметны в нем вечнозеленые кипарисы. Главное украшение парка — фонтан, тот самый, что пострадал от любителей фотосессий. Хотя в современном своем воплощении он не совпадает с оригиналом, но все равно привлекателен.
В парке также находится памятный камень с могилы основателя династии табачников Вениамина Стамболи. Само захоронение не сохранилось, однако надгробие не вполне понятым способом уцелело. Оно представляет собой гробницу серого мрамора с резной имитацией колонн по углам и памятной надписью с указанием даты смерти Стамболи и сожалений его семейства по поводу утраты.
Восточная роскошь Феодосии
Хотя Крым богат на шикарные строения, дачу Стамболи отличает особый размах в деле роскошного декора. Ее летний вход украшают колонны, а зимний — терракотовая арка. Прямоугольные модули строения венчают купола, словно во дворце какого-нибудь султана, а сбоку пристроена даже башенка-минарет для усиления восточного колорита. Соответствует духу мавританского стиля и богатая отделка в виде деревянного и каменного ажура и мозаики из цветной плитки.
Над восстановлением внутреннего дворцового убранства реставраторам пришлось попотеть. Было бы неудивительно, если бы зрелище побелки, нанесенной деятельным арендатором-ресторатором на здешние уникальные потолки, вызвало бы у кого-то из специалистов сердечный приступ. Однако ныне интерьерное чудо спасено — потолки дачи Стамболи поражают хитрыми орнаментами, некоторые из которых могут украсить собой музей иллюзий (к примеру, дизайн сводов ад парадной лестницей идеально имитирует металлическую золоченую сетку).
Сотрудники музея при этом утверждают, что некоторым экскурсантам, повидавшим до того дизайн местного ресторана, восстановленные потолки… не понравились! Нашим современникам показалось просто невозможным, чтобы в доме у табачного фабриканта было устроено такое!
Над обустройством богатых покоев корпели как местные, феодосийские, так и итальянские мастера, специалисты по работе с камнем и деревом. Из Италии везли и редкие разноцветные сорта мрамора для отделочных работ. Со всего мира прибывали образцы самой дорогой и декоративной древесины.
Отделка помещений дачи несет на себе отпечаток как модерна, так и мавританского стиля. Иногда их сочетания просто удивительны. Например, яркими мавританскими плитками, выложенными в соответствующие орнаменты, отделан один из важных атрибутов модерна — камин. Но вот разного рода лепнины, рельефов, позолоты и другой дворцовой вычурности на даче Стамболи мало.
Соответствующим образом выполнены и элементы наружной отделки. Само здание украшено довольно богато — преимущественно в мавританском духе. Но его парк окружает сдержанная кованая ограда, столбики которой имеют символический смысл. По форме они представляют собой стилизованные сигары, а в навершиях имеют изображения табачного листа — намек на источник богатства владельца имения.
Музейные собрания на даче Стамболи
Использовать эстетически и исторически значимые памятники архитектуры в качестве места расположения музейной экспозиции — практика распространенная и более чем оправданная. И дачу Стамболи в конце концов решили использовать подобным образом. Поскольку помещение велико, оно сумело приютить сразу две коллекции. И только справедливо, что одна из них посвящена истории семейства, представитель которого инициировал и оплатил строительство феодосийской достопримечательности.
Семейная сага Стамболи
Хотя о семействе феодосийских табачных торговцев известно далеко не все (особенно в части того, что происходило с ними до появления в Феодосии и после эмиграции), все же это были люди приметные и влиятельные, о которых осталась крепкая память.
Материалы музейного собрания, рассказывающего о семействе табачников — в основном фото и разного рода документация: реклама, газетные публикации. В это же собрание, строго говоря, следует отнести и расположенный ныне во дворе дачи надгробный памятник основателя династии.
По музею проводятся экскурсии, и туристам лучше прибегнуть к помощи экскурсовода — деловая история Феодосии не то, чтобы слишком известна, а разместить весь объем информации на стендах объективно невозможно.
Увидеть же в музее можно многое — портреты членов знаменитого семейства, их жен и детей (и убедиться, что Рахиль Бобович, подарком которой должна была стать дача, таки была достойна такой щедрости), их предприятий и рабочих. Стамболи владели не только фабриками, но и многочисленными магазинами табачной продукции.
Можно увидеть здесь и снимки самой дачи на разных стадиях готовности и в разное время, и убедиться, что она таки нимало не пострадала в бурных событиях новейшей истории. А еще семейный музей Стамболи дополняет своеобразная выставка — образцы продукции как самого знаменитого семейного табачного концерна, так и его наследников — табачных производств Феодосии более поздних времен. Изучение образцов коробок позволит установить хронологические рамки, в которые произошло осознание обществом вреда курения (да, соответствующие надписи есть не везде!).
Сотрудники музея ведут активную исследовательскую работу, в результате чего его коллекции пополняются. В частности, музей поддерживает контакты с ныне живущими наследниками семейства Стамболи.
Собрание сокровищ Атлантиды
Второй расквартированный на даче музей регулярно получает хвалебные отзывы не только от обычных туристов, но и от специалистов-археологов. Это музей подводной археологии.
Крым — родина советских подводных археологических изысканий. Случилось так потому, что регион очень богат памятниками, полностью или частично находящимися под водой. Тут есть своя Атлантида — греческий город Акра, полностью поглощенный морем.
Целый ряд старинных поселений ушли под воду частично в результате оползней и изменений уровня воды. Кроме того, у крымских берегов на дне лежит огромное количество затонувших кораблей — от древнегреческих триер до военных судов последней войны и жертв техногенных катастроф. Они тоже требуют внимания историков с аквалангами.
Результаты таких исследований и представлены в музее. Там имеется большое собрание артефактов из Акры, а также с других затопленных памятников. Есть и находки с погибших кораблей, и остатки сбитых военных самолетов, и многое другое.
Музейное собрание постоянно пополняется — в частности, туда переданы многие артефакты, обнаруженные на дне Керченского пролива в ходе строительства Крымского моста. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, посвященные важным событиям, интересным открытиям или древностям определенного типа или определенного региона.
Музей занимается также разъяснительной работой, рассказывая о подводной археологии как специальности, а также о крымских подводных археологических памятниках и перспективах их изучения.
Это — та часть его работы, что интересует обычных туристов, не являющихся историками-профессионалами. Для специалистов же музей проводит различные семинары, научные конференции, а также предоставляет им свои фонды для исследований и обобщений.
Как уже упоминалось, в связи с ремонтом на даче Стамболи музей переехал в Судак, и некоторые феодосийцы опасаются, что соседний курорт «зажмет» их собрание. Однако каких-то определенных причин для таких опасений нет, никто из ответственных лиц не делал подобных заявлений.
Возможно, что в Судаке останется небольшая часть коллекции. Она может стать основой для нового собрания, а Судак (где, собственно, начиналась крымская подводная археология) заслуживает того, чтобы и здесь был такой музей. А основной части музейных фондов ничто не мешает вернуться домой, в Феодосию.
Не пропустите: Достопримечательности Судака
Расквартированные на даче Стамболи музеи — самостоятельные организации, друг от друга не зависящие. Поэтому оплачивать приходится посещение каждого из них отдельно. Цены достаточно скромные; кроме того, действует система скидок для многих категорий посетителей.
Чтобы узнать о возобновлении работы музея подводной археологии, следует следить за феодосийскими новостями. Это же относится к различным выставкам и другим тематическим мероприятиям. Осмотреть же дачу Стамболи снаружи (а это тоже достаточно интересно) можно в любое время и бесплатно.
Как добраться (доехать) до дачи Стамболи
Если ехать городским транспортом, то вам потребуется остановка «Улица Листовничей», через которую регулярно проходят маршруты автобусов №№ 2, 2а, 4 и 4д.
На машине от центра тоже сюда немудрено доехать, ведь это центральная часть города:
Контактная информация
- Адрес: просп. Айвазовского, 47, Феодосия, Крым.
- Координаты GPS: 45.042610, 35.382420.
Некоторые феодосийские экскурсоводы полагают дачу Стамболи главной городской достопримечательностью. Конечно, это перегиб — в городе есть другие интересные строения и более богатые музейные собрания с колоритными традициями. Но все же «домик» табачного магната внимания заслуживает. И причиной этому как изящество и блистательное исполнение архитекторского замысла при строительстве дачи, так и ее нынешняя музейная специализация.
Адрес сайта указан неверный. Система выдаёт, что это поддельный сайт.