Подробный обзор Керчь-Еникальского канала

Керченский пролив – понятие не судоходное, а географическое. Да, он соединяет два моря. Но природа, обеспечивая эту связь, не думала об интересах человека. Ему пришлось самому позаботиться о себе, соорудив Керчь-Еникальский канал.

СОДЕРЖАНИЕ



Керчь-Еникальский канал на карте

Находится он к востоку от Керчи, проходя также у берегов Глазковки, Челядиново, Набережного и Заветного (все – села Ленинского района). С севера к нему примыкает Азово-Донской канал.

Карта

Недостаточная глубина для броненосцев


Дело в том, что Керченский пролив неглубок – это не просто слова, а факты. Плавание по нему затрудняют и отмели у острова Тузла и косы Чушка, являющихся частью Краснодарского края Российской Федерации.

Древних греков и средневековых генуэзцев с их легкими деревянными парусниками этот вопрос не волновал. Парусные суденышки имели небольшой вес и грузоподъемность, а в результате – малую осадку. Они спокойно могли плавать в неглубоких зонах.

Но позапрошлый век совершил промышленную революцию – на смену деревянным парусникам пришли металлические тяжелые пароходы. Массивная подводная часть и большая осадка делали их устойчивыми, мало зависящими от капризов штормов, но и требовательными к уровню заглубления. Военная же техника сидела еще глубже, чем пассажирская и торговая.фото Керчь-Еникальского канала

Поэтому в 1874 г. приняли решение проложить в Керченском проливе канал, проходимый для современных (по понятиям того времени) кораблей. Работы шли до 1877 г., плановая глубина в нем составила 5,7 м.

Строго говоря, получился не канал в общем понимании (искусственно прокопанное русло, подводящее воду туда, где она не предусмотрена природой), а скорее фарватер, «проезжая дорога» для морских судов, безопасная и удобная для передвижения.

История Керчь-Еникальского канала (название дано не по городу и не по крепости, а про градоначальству) тесно связана с развитием судостроения. Уже в 1903 г. ему потребовалась реконструкция. Глубину увеличили до 6,5 м, через 5 лет – до 7,3 м. Показатель этот продержался долго – после войны он поддерживался, производилась очистка от «наследства» боев. Реконструкция 1965-1966 годов привела к углублению лишь отдельных участков.

Последнее глобальное изменение осуществили в 1969-1970 гг. Тогда глубинный максимум составлял 9,75 м, а ширина – 120 м. В то время проход по Керчь-Еникальскому каналу разрешили транспорту с осадкой до 8 м и длиной до 215 м (чтобы могли вписываться в повороты).

Задача для моряков и политиков

Сделать и понять точное описание канала смогут профессиональные матросы – остальным углы и глубины ничего не скажут. Простые любопытствующие могут осматривать канал сколько угодно (с палубы парома, с берега, а теперь и с моста), но ничего не увидят – им морские методы демаркации непонятны, а так – только вода.

фото шторма в каналеВ общем, канал имеет длину 24,3 км, состоит из 4 колен (прямых отрезков, соединенных поворотами) разных глубин. Из-за определенной опасности в шторм вход в него запрещен. Теоретически он может пропускать до 150 кораблей в сутки, но реальное судоходство в нем в несколько раз менее интенсивно. В районе косы Чушка его пересекает линия паромной переправы.

После распада СССР канал по договоренности достался Украине (в СССР не трудились маркировать водные границы между союзными республиками), а с ним – и положенные с проходящих суден выплаты – канальный, маячный, лоцманский сборы. В Киеве утверждали нормативы для транспортного пропуска.

Теперь принадлежность канала изменилась, а политики подняли по этому поводу большой шум. Главный пунктик: затрудненность прохода из моря в море из-за чрезмерных придирок российских служб к проходящим кораблям. «Масла в огонь» подлил Крымский мост – появилось утверждение, что из-за его постройки пользоваться каналом станет вообще невозможно.

Морские реалии современности

На деле моряки, беспокоившиеся о том, как переплыть из Черного моря в Азовское после 2014 г. и особенно после постройки моста, могут успокоиться. Делается это так же, как и раньше. Даже лучше.

В 2015 г. российские власти увеличили линейные корабельные габариты для прохождения по каналу с 215 (украинская норма от 2002 г.) до 252 м. Осадка осталась прежней – 8 м максимум.вид на Керчь-Еникальский канал Однако в  мелком Азовском море крупным судам нечего делать – они просто сядут там на мель. На приазовских берегах нет ни единого порта, где бы свободно принимали их с более чем 8-метровой осадкой. А высота новоиспеченной арки над каналом настолько высока, что там два «Титаника» пройдет, хотя повторим – им в водах Азова нечего делать.

В результате судоходство в последние годы стало только интенсивнее. Так, если в 2012 г. в среднем отмечался проход по каналу 30-40 судов в сутки, то в 2017 г. этот показатель достиг 60 единиц.

Запланированы и работы на канале: промеры показали уменьшение глубины вследствие заиливания. С 2004 г. никаких манипуляций по прочистке объекта не производилось вообще, а с 1970 г. они сводились к профилактическому землечерпанию. В ближайший период глубинные показатели будут вновь приведены к проектным стандартам. Частично это делается одновременно с деятельностью на мосту. Состояние канала и движение по нему контролирует руководство порта Керчь, к которому он был приписан изначально.

Что бы там ни говорили и не думали политики, Керчь-Еникальский канал в Керченском проливе продолжает добросовестно выполнять свою задачу. Он исправно пропускает корабли из Черноморья в Азов и обратно, создавая морякам возможно более удобные условия для их непростого труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *