Географический факт: Таврида – полуостров. Обстоятельство это существенно увеличивает протяженность его пляжей, но затрудняет доступ к ним. Можно отправиться на отдых самолетом, но есть немало людей, боящихся летать, страдающих «воздушной болезнью» либо полагающих такой способ передвижения слишком дорогим. Для них вполне подходящий способ попасть из континентальной России в Крым – Керченская паромная переправа.
СОДЕРЖАНИЕ
Далекие предшественники
Небольшая ширина Керченского пролива еще с древних времен провоцировала инженерную мысль. Известно, что наладить постоянное сообщение между двумя его берегами пытались еще в римское время. Однако первую сколько-нибудь удачную попытку предприняли гитлеровцы при Великой Отечественной. Захватчики обустроили нечто вроде канатной дороги, соединившей полуостров с территорией Краснодарщины.
После освобождения Крыма советские саперы устроили временный мост через пролив – деревянный. По нему смогли идти груженые ЖД-вагоны, но все же сооружение было ненадежным. В конце февраля 1945 г. его сильно повредил лед, пригнанный штормом из Азовского моря.
И еще хорошо, что случилось это в конце месяца, а не раньше – буквально за несколько дней до катастрофы тут проследовал «вагон №1» – Сталин, а он, как известно, ненавидел полеты и предпочитал во всех случаях перемещаться по железной дороге, возвращался в Москву после завершения Ялтинской конференции. Вероятно, негативный опыт и привел к тому, что идею строительства капитального моста из Керчи на Кубань в те времена забраковали, решив налаживать сообщение по воде.
История появления переправы в Керчи
Для обустройства переправы в самом начале 50-х гг. на крымском берегу, в предместье г. Керчь, начали строить «Порт-Крым». На краснодарской стороне, на косе Чушка, стартовало зеркальное строительство – сооружался «Порт-Кавказ». Требовалось обеспечить функционирование всей портовой инфраструктуры, необходимы были оборудование для загрузки и разгрузки паромов, пакгаузы для грузов, места ожидания для людей, подъездные пути, транспортные стоянки. Действовать переправа начала только в сентябре 1954 г.
Первые паромы, использовавшиеся тут, сняли с переправ на Оби и Енисее. В том регионе как раз затормозилось основание Транссибирской магистрали, а железнодорожные плавсредства на великих реках оказались невостребованными. Для их загрузки (накатки вагонов) на новом месте были приспособлены по два маневровых локомотива в каждом порту (чтобы завозить одновременно два грузовых вагона, иначе паром рисковал перевернуться). Локомотивы, хоть и небольшие, были тяжелы, поэтому к ним цепляли «переходники» в виде нескольких платформ порожняком и только потом вагоны. Легкие платформы могли заезжать на судно, не угрожая его безопасности, а локомотив «руководил процессом» с побережья.
Кроме грузовых составов, переплавляли и пассажирские, и автомобили (те заезжали своим ходом и располагались между первыми). В 70-е гг. появились специальные автомобильные паромы. Регулярные рейсы совершали легкие катера, перевозившие людей. Пассажирские составы перевозили, не разгружая, но продолжалось это только до 1987 г., когда случилась гибельная авария парохода «Адмирал Нахимов». Тогда перевозка пассажиров-людей была приостановлена – действительно, паромные возможности уже исчерпывали свой ресурс. Эпоха перестройки погубила планы замены паромов и саму идею развития ЖД-перевозок через Керченский пролив.
Сложный период в прошлом
После 1991 г. паромная переправа в Керчи превратилась в международную линию, ее оперативно дополнили таможня и служба паспортного контроля. Но вот на качестве перевозок это сказалось не лучшим образом. Старели и списывались советские ЖД-паромы, последний «сошел с дистанции» в 1996 г. Сообщение прекратилось и было возобновлено только в 2004 г. (до того в 2002-м была предпринята неудачная попытка). Паром 2004 года «Анненков» курсирует тут и сегодня.
До 2012 г. суда с автомобилями совершали в среднем три рейса в день. В сезон либо в случае шторма этого не хватало, собирались очереди. Даже стандартный период до отправки составляло около 8 часов. Только в 2013 г. на линии появился новый транспорт.
После 2014 г. нагрузка на переправу существенно выросла – потребовалась ее реконструкция (существующая инфраструктура не справлялась с потоком авто и туристов, погрузка затягивалось на сутки и даже более). Она не может считаться законченной и сейчас, хотя основные мероприятия были проведены в 2014-2015 гг. На переправе появились обновленные пассажирские катера и автопаромы производства Греции (значительной вместимости). Кроме основной линии, пошли дополнительные маршруты, к примеру, в морпорт Керчи. Начали сооружаться дополнительные инфраструктурные объекты – площадки для машин, залы ожидания.
Современность Керченской переправы
Сегодня Керченская переправа надежно соединяет два берега пролива. Паромы общего доступа отправляются каждый час. Отдельно транспортируются ЖД-вагоны (пассажиры перевозятся на катерах), фуры, опасные грузы.
Для граждан, следующих через пролив на отдых или по делам, существует фиксированная оплата проезда, причем дети до 6 лет едут бесплатно, а те, кто моложе 12 лет – по детскому льготному билету. Некоторым категориям граждан (ветеранам, транспортным работникам и правоохранительных органов, беременным женщинам, семьям с маленькими детьми, инвалидам) предоставляется право приобретения билетов и посадки без очереди. Провоз габаритных погрузок (не ручной клади) оплачивается отдельно. Большой популярностью пользуются «единые билеты», то есть поезд – автобус – паром.
Переправа работает круглогодично без выходных. Но остановки и сбои в работе все же нередки – их вызывает погода. При штормах паромы в рейсы не выходят – это опасно, есть риск, что плавсредство перевернется. Многочисленные веб-камеры и информация на сайте учреждения и порталах транспортных компаний позволяют вовремя узнавать о таких авральных ситуациях. Если они возникают, то не исключается скопление путешественников и транспорта, больших очередей, за которыми вы можете следить онлайн.
Но администрацией морпортов сделано все, чтобы время перед отправкой было возможно более комфортным. Для автомобилей устроены отстойники (три в порту «Крым» и четыре в порту «Кавказ»), причем возле площадок устроены столовые, туалеты и даже душевые. Есть залы для пассажиров.
Переправа на карте Крыма. Как добраться
Керченская переправа находится в восточной части города Керчь, недалеко от микрорайона Жуковка. Рядом с портом Крым вы можете обнаружить гостиницу «Вояж» и Памятный знак в честь 28 апреля 2001 г.
Доехать сюда от центра города вы сможете на маршрутке №1, следующей от автовокзала, выходите на конечной остановке. На машине сюда добираться нужно таким образом:
Официальный сайт и адрес
- Адрес: улица Целимберная, 16/11, Керчь, Крым.
- Координаты GPS: 45.364746, 36.624772.
- Официальный сайт: https://www.mtdir.ru/
- Продажа билетов: https://www.gosparom.ru/
- Телефоны: +7-861-991-09-00, +7-989-299-42-60.
С Крымского полуострова люди и грузы стремятся на материк, а из Краснодарского края – в Крым. Керченская паромная переправа, несмотря на немалые трудности, справляется со своей задачей – не дает этому потоку останавливаться надолго. В заключение предлагаем ее видео-обозрение, приятного просмотра!