Ялтинский маяк – сигнальная башня порта Ялта

Маяк для моряка – символ надежды на благополучный приход в порт. Остающиеся на берегу относятся к нему почти так же – он обеспечивает им возможность вновь увидеть тех, кого они отправили в море. Конечно, не все маяки имеют древнюю историю и «послужной список» из сотен предотвращенных крушений. Не таков и Ялтинский маяк. В Ялте вероятность кораблекрушения невелика, но ее маяку все равно не грозит выход на пенсию.

СОДЕРЖАНИЕ



Где находится маяк на карте Ялты

Он расположен в центре прибрежной части главной курортной жемчужины Крыма. Рядом обнаруживаются Морской вокзал Ялты, рестораны «Парус», «Прасад» и «История», отель «Бристоль».

Проект Лазарева


Первым о необходимости установки маяка в районе Ялты заговорил первооткрыватель Антарктиды М.П. Лазарев. Но при жизни адмирала его замысел реализован не был.

старое фото Ялтинского маяка

Однако в 1873 г. в Ялте начали строить торговый порт и тут же начались неприятности – в темноте и тумане ночью столкнулось несколько кораблей. Тогда маяк решили ставить в срочном порядке – пока временный. Он был готов в 1874 г. У него был вид небольшого металлического домика высотой всего 20 футов. Но оптику для фонаря доставили из Франции, а маячный свет был виден на 8 морских миль.

Мало найдется в мире вещей более постоянных, чем временные сооружения. И временный маяк в Ялте простоял… 18 лет! Война 1877-1878 гг. с Турцией спутала Российской империи многие планы, и строительство Ялтинского порта откладывалось, а заодно – и сооружение постоянного маяка.

Но он был необходим, ибо временный работал на осветительном масле, а при его сгорании образовывалось огромное количество копоти. Копоть быстро выводила из строя французскую оптику, и приходилось выключать маяк и отчищать налет. Это вредило функциональности (отключения иной раз случались несколько раз за ночь!) и ставило под угрозу навигацию.

старая фотография маяка

В 1889 г. за дело взялся инженер, фортификатор и археолог А. Бертье-Делагард. Француз на русской службе пожалел многострадальную французскую оптику и заодно с портом начал строить мол на мысе Иоанна и постоянный маяк.

В 1892 г. строительство было завершено. У Ялты появился постоянный маяк. Теперь это была 17-метровая конструкция с современным осветительным оборудованием и дальностью действия в 13 морских миль. У основания маяка фортификатор установил пушку и ровно в полдень она стреляла, пугая непривычных к такому салюту курортников.

фото маяка при СССР

Строил француз на совесть. Маяк успешно пережил две революции и мировую войну, и даже знаменитое Ялтинское землетрясение 1927 года его не пошатнуло.

Вынужденные изменения

Но все же сегодня мы видим не вполне то, что было построено Бертье-Делагардом. Что не смогло землетрясение – смогли люди. В период оккупации гитлеровцы практически полностью уничтожили оборудование маяка. Сама башня служила им мишенью для пристрелки корабельных орудий.

Советское руководство позаботилось о скорейшем устранении повреждений. В 1946 г. Ялтинский маяк в Ялте был восстановлен и заработал. А в 1957-м его переоборудовали, оснастив современной техникой.

фото маяка с моря

Маяк продолжает работать по сегодняшний день (конечно, после 1957 года ему пришлось перенести еще немало технических обновлений). Режим его работы – длительно-проблесковый.

Посещение Ялтинского маяка и окрестностей

Работающие маяки – не те достопримечательности, к которым водят туристов. Это режимные предприятия большой ответственности, и посторонних туда пускать не положено. В лучшем случае любопытствующим удается подобраться к огороженной территории маяка. Но не обязательно прилагать такие усилия, чтобы рассмотреть интересное сооружение. Издали маяк выглядит даже эффектнее, чем вблизи.

фото маяка в Ялте

Поскольку мол, на котором стоит маяк, далеко выдвигается в Ялтинскую бухту, маяк видно практически с любой точки набережной. Это высокая белая башня классической формы. Перед ней установлена еще мачта, металлическая (сооружена в 1908 году, а во время Великой Отечественной ее демонтировали и вывезли). На месте осталась и пушка Бертье-Делагарда, но туристам не стоит в ялтинский полдень затыкать уши – она уже не стреляет, а лишь украшает местность.

Фото Ялтинского маяка часто делают со значительного расстояния, захватывая его как часть пейзажа. Ночью оттуда же можно понаблюдать за его работой, хотя картинка будет отличаться от той, что видят моряки с воды. Увидеть работу маяка в «полном блеске» смогут лишь те, кому повезло попасть на ночную прогулку на яхте. Подплыть поближе днем получится на экскурсионном катере.

фото работающего маяка ночью

Но отзывы знающих людей рекомендуют не переживать, если на яхту нет средств. Бывалые туристы уверены, что лучший вид на Ялтинский маяк можно получить, воспользовавшись Малой канатной дорогой «Ялта – Горка». Билет на нее стоит дешево, а маяк с высоты видно, как на ладони. Движется кабина канатной дороги довольно медленно, так что снимать можно смело. Прогулка позволяет полюбоваться и другими ялтинскими достопримечательностями.

Как добраться (доехать) до маяка


Ближайшая от него остановка городского транспорта – «улица Садовая», через нее идут автобусы №№ 29 и 29а, маршрутки №№ 1, 10, 11, 20 и 35, троллейбусы №№ 1 и 3.

Пройти сюда — до набережной, откуда хорошо виден маяк — от района площади Ленина несложно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Рузвельта, 5, Ялта, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.491423, 34.169181.

Главное – что Ялтинский маяк продолжает работать. А туристам грех жаловаться на то, что их на него не пускают. Ведь маяк обеспечивает (в числе прочего) и безопасность туристических судов, регулярно навещающих порт Ялты! А оценить его простое изящество можно и со стороны. В заключение – видео в тему статьи, приятного просмотра!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *