В 1988 году понятия «коррупция», «мафия», «организованная преступность» и все в этом роде были у всех советских людей на слуху. Шла кампания «разоблачения» в высших эшелонах власти. И поэтому криминальный фильм «Воры в законе», хоть и был воспринят неоднозначно, но оказался очень востребованным. Немногие знают, что он снимался в Крыму.
Как Абхазия в Крым переехала
Рассказы писателя Ф. Искандера, якобы послужившие основой сюжета, имеют к нему весьма относительное касательство. Зато в сценарии с активной подачи режиссера Ю. Кары оказалось немало параллелей с действиями бандитских группировок Сухуми и одного из лидеров тамошнего преступного мира.
Казалось бы — и снимать необходимо в Абхазии! Но не тут-то было. Местное руководство категорически порекомендовало съемочной группе поискать себе другое место. Сохранилась их мотивация в пересказе членов киноколлектива, и коррупция тут ни при чем.
Абхазские товарищи заявили, что у них и так сложности большие в деле противодействия влиянию блатной преступной романтики на местную молодежь. А если один из сухумских «авторитетов» еще и окажется центральным персонажем киноленты, так впору будет ему официально власть передавать.
Что ж — для сюжета на самом деле требовался просто некий курортный город у моря, вовсе не обязательно Сухуми. Поэтому съемки прошли в Ялте — там люди к этому привычные. А снимать в Абхазии без официального содействия местных властей все равно было невозможно — в сценарии фигурировала сцена погони с перестрелкой, а такой экстрим без ГАИ не осуществить.
Место, не имеющее значения
Конечно, люди, бывавшие в Ялте, узнали ее на экране при просмотре «Воров в законе». Однако остальных зрителей в целом не волновало, в каком городе реально происходит дело — они полностью восприняли режиссерский замысел показать некий «типичный курорт». Хотя главного курорта Крыма на экране довольно много.
Суд, где блистательно выступал адвокат Зиновий Гердт, снят во Дворце пионеров. Особняком «вора в законе» Гафта стал дом, где размещался местный загс. Фигурировали в кадрах и городские улицы.
Масштабную погоню организовали прямо в центре и «дотянули» ее аж до Байдарских ворот (а это 40 километров!), и притом понадобилось всего 2 экипажа гаишников, чтобы разогнать всех лишних автомобилистов по дороге и обеспечить образцовые порядок и безопасность. Бармен-десантник Володя работал в отеле «Интурист».
По доброй ялтинской традиции, множество местных жителей и даже туристов были наняты в актеры массовки и для исполнения эпизодических ролей. В частности, ялтинцем был А. Белевцов, ставший почти знаменитым из-за роли цеховика, подвергаемого пытке утюгом. Каскадером Ялтинской киностудии выступил Сергей Силкин, исполнитель роли шофера и одного из главных подручных центрального персонажа.
Заметными в кадре были и самодеятельные ялтинские актеры. Так, Н. Голубеева, сыгравшая роль супруги «вора в законе», была просто буфетчицей. Маленькую Аню Шамоян, исполнившую роль его дочки, нашли в одном из ялтинских детсадов.
А Ника Баришполец пришла на съемки прямо со своего первого звонка — в белом фартуке. Она играла маленькую роль школьницы, пристыдившей взрослую главную героиню за ненадлежащее поведение в общественном месте. За процессом с любопытством наблюдали одноклассники юной актрисы…
Без географических неурядиц
Известно, что многие снятые в Крыму ленты скрывают в себе массу географических «ляпов» — места, обязанные по сценарию быть рядом, оказываются на расстоянии десятков километров друг от друга, и тому подобное.
Но у «Воров в законе» география довольно ограниченная, и там такого нет. Исключение — погоня, добравшаяся до Байдарской долины. Ну, наверное, просто и удирающий, и догоняющий оказались людьми упорными… Так что к числу съемочных несуразиц ленты можно отнести только использование отдельных ялтинских строений «не по назначению».
В городе ведь был и есть и настоящий суд, да и проживание в загсе — вещь странная. Но тут все просто — внутренние помещения было нетрудно снять и в павильоне, и съемочная группа выбирала места, где она не будет слишком уж мешать нормальному ходу городской жизни.
Гафт в засаде и другие накладки
Но из-за необычности жанра для советского кино ряд накладок в ходе работы над «Ворами в законе» все же случилась. Но на экране они незаметны.
Более всего жалоб поступило от жертвы пытки утюгом. Пыточное приспособление не желало держаться на животе А. Белевцова и постоянно съезжало! А об «ожог», изготовленный из пропитанной особыми составами марли, супруга актера ночью порезалась — конструкция затвердела, как хороший пластик, а то и стекло!
Нашлись и туристки, пострадавшие от репетиций знаменитого Валентина Гафта. Актер, человек интеллигентный и в высшей степени мирный, был не очень готов к роли вора в законе — чисто технически. Когда ему впервые вручили кольт, его «оригинальная» манера держать оружие вызвала у окружающих смех и породило рекомендации вроде использования ножа и вилки.
Но Гафт был очень добросовестным работником, и начал тренироваться с оружием. Но делал это своеобразным способом — устраивал засады в кустах и выскакивал оттуда с оружием в руках. Причем проделывал он это прямо на территории гостиницы…
Однажды три свершено случайные туристки были порядком напуганы такой «репетицией». И они, и прибежавшие представители служб охраны правопорядка еще долго не могли понять: перед ними несостоявшийся маньяк с оружием или актер Валентин Гафт при исполнении?
А в результате фильм был не только снят успешно, но и собрал в кинотеатрах почти 40 млн. зрителей за год. Так что если какие-то моральные и художественные его составляющие и вызывают сомнения, то успех — несомненен.