Бельбек — военный и гражданский аэродром Севастополя

В 90-е гг. прошлого века в моде было слово «конверсия». Оно обозначало перевод всего военного – промышленности, инфраструктуры, производства, образования – в бытовую сферу. Нечто подобное, но в более разумной форме сейчас происходит с аэропортом Бельбек в Севастополе. Здесь планируют параллельно решать несколько задач: обеспечивать боеготовность военно-воздушных частей и осуществлять авиасообщение с обычными пассажирами.

СОДЕРЖАНИЕ



Где находится аэродром Бельбек на карте

Он располагается в северной части Севастополя, в Нахимовском районе. Ближе всего к нему расположены Любимовка, Фруктовое, Поворотное и Дальнее. До центра города-героя отсюда 32 км. Недалеко протекает река Бельбек.

Карта

История основания аэропорта


Слово «конверсия» тем более применима к Бельбеку, ведь изначально это был абсолютно военный аэродром. Строительство его начато в 1938 г. с целью улучшения условий оперативного базирования летных полков. С 1939 г. на нем находилась одна эскадрилья, а на момент начала Великой Отечественной – уже четыре. Их укомплектовали истребителями Поликарпова. Здесь же в последние довоенные годы производились эксперименты по «подбросу» истребителей к зоне боевых действий тяжелым бомбардировщиком.фото самолетов в Бельбеке

В период ВОВ комплекс перестал функционировать быстро – в конце октября 1941 г., но не из-за уничтожения врагом, а по приказу командования. Возрождение его произошло в 1947 г., когда сюда перевели флотский истребительный полк с задачей защиты Севастополя.

До середины 80-х гг. Бельбек функционировал как чисто воинский аэродром. На нем выстроили хорошую взлетно-посадочную полосу из бетона. Расположенная недалеко Любимовка рассматривалась в Севастополе как «поселок летчиков». Части и самолеты, дислоцированные здесь, менялись одновременно с изменениями в международном положении и технике. В частности, в 1968 г. 62-й полк, имевший своей базой Бельбек, первым в СССР пересел на Су-15 (одна из легенд советской авиации).

Дачка, тачка, водокачка

Все это находилось не в Любимовке, а в Форосе и принадлежало М.С. Горбачеву. Но и к Бельбеку летний отдых последнего Генсека имеет прямое отношение. Он пользовался им для посадок «борта No1» при путешествиях на элегантный курорт Крыма.

Ради удобства секретаря и его безопасности здесь реконструировали и улучшили взлетно-посадочную линию. Крыму от Горбачева осталась полезная память – проведенная реконструкция придала аэродрому двойное назначение, организовать гражданские рейсы.посадочная полоса в Бельбеке

История двойного назначения

После распада СССР аэродром Бельбек перешел во владение Украины. Негражданское значение он сохранил, став базированием тактической авиации. Но в 1993 г. частная организация «Авиакомпания Омега» первой начала использовать его для приема и отправки авиасудов со всеми желающими, включая туристов и крымчан. Отсюда отправлялись самолеты в Киев, осуществлялись чартерные перевозки.

После реконструкции в 2002 г. появилось общество «Аэропорт Бельбек», получившее лицензию даже на интернациональные перевозки. И они действительно производились, причем не так уж редко (4 тыс. обычных перелетов за 5 лет, из них за рубеж – половина). Но в 2007 г. произошла неприятная неожиданность – Минобороны Украины не пожелал продлить договор о сотрудничестве с компанией.

За украинский период наиболее продуктивными для аэропорта Бельбек в Крыму стали 2010-2013 гг. Тогда Министерство обороны передумало, традиционные полеты возобновились. Организовано торжественное открытие терминала. Тут работали фирмы «Днеправиа» (Днепропетровск) и «Аэросвит» (Киев). Транспорт их летал не только в эти города, но и в Москву. Правда, для тяжелой пассажирской транспортировки условия были не слишком подходящие – не соответствовали размеры взлетно-посадочной площадки.

Наше время и проекты строительства

О событиях 2014 г., произошедших на Бельбеке, в подробностях говорить трудно. Достоверные данные не обнародованы, а СМИ выдают иногда диаметрально противоположные версии (в зависимости от национальной принадлежности).

Известно, что 28 февраля российские солдаты заблокировали аэропорт и заняли некоторые его здания. Украинцы сдаваться не пожелали, но и поднимать боевые машины в воздух не спешили. Объект временно прекратил работу.

прогулка по аэродрому БельбекУже после проведения крымского референдума, 22 марта 2014 г., принадлежащие армии строения гавани взяты штурмом. Летальное оружие не использовалось. Бывшие бойцы 204-й украинской воздушной бригады (примерно поровну) служат в армиях двух государств.

Планы и перспективы

Понятно, что «сменив гражданство», аэродром не мог потерять статуса боевой базы – слишком велико значение Севастополя. Однако уже весной 2014 г. российский Минтранс заявил о планах организации гражданских рейсов.

И тут сразу выявлены многочисленные технические проблемы. Нынешнее состояние аэропорта не позволяет превратить его в грузопассажирский авиационный терминал. Взлетно-посадочная полоса, хоть и имеет достаточную длину (более 3 км), не может принимать тяжелые машины, а пассажирский отдел пропускает не более 100 человек в час. Как следствие, сначала было заявлено, что Бельбек будет чартерным и бизнес-аэропортом.

Однако вскоре все поменялось. Уже летом того же года правительство спустило соответствующим структурам инструкцию разработать планировку переустройства Бельбека, чтобы он мог стать грузо-пассажирским аэропортом.

Идею горячо поддерживало руководство Севастополя. Аргументы выдвигались весомые. Значение города для Крыма и страны несомненно, а от аэропорта Симферополя до главного мегаполиса полуострова далековато. Местные чиновники напирали и на необходимость развития севастопольского исторического туризма (хотя с этим и так все ясно).фото аэропорта Бельбек с высоты

В 2016 г. в Севастополе начали активно разрабатывать проекты обустройства. Для этой цели были выделены в том числе федеральные средства. Но споры о статусе и вообще целесообразности его восстановления не прекратились. Версий озвучено много, но наибольшей популярностью пользуются четыре из них:

  1. Бельбек должен быть исключительно военно-боевым аэродромом – наличие курортных лайнеров помешает действиям солдат в кризисной ситуации. А решение вопроса подобного авиасообщения для Севастополя – вообще «не из той оперы».
  2. Его можно и нужно поделить между солдатами и гражданскими, в России такая практика распространена. Тогда можно будет путем вложения относительно небольших средств обеспечить город-герой собственным аэропортом, который ему необходим.
  3. Севастополю вовсе не нужна воздушная гавань – новая в Симферополе справится со всеми авиапассажирами.
  4. Севастополю авиатерминал нужен, обустраивать его следует на Бельбеке, но как филиал Симферопольского.

Пока победила последняя точка зрения. В 2017 г. официально объявлено о передаче Бельбекского аэропорта в подчинение Международному в столице Крыма. Но страсти все равно не утихли. Теперь между собой сражаются две точки зрения: сохранится ли такое положение или Симферопольский авиапорт откажется от Бельбекского как от убыточного.

Как добраться (доехать)?

На общественном транспорте это удобнее всего делать от Северной стороны (площади Захарова), откуда следуют маршрутки №№ 36, 42 и 47, идущие в сторону Качи, Андреевки и Песчаного.

На машине от центра Севастополя добираться до авиагавани удобнее всего так:

Карта

Туристу на заметку

  • Адрес: Верхнесадовский округ, Нахимовский район, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.690148, 33.573917.
  • Официальный сайт:

А тем временем СМИ уже опубликовали фото со спутников, на которых видны строительные работы в аэропорту Бельбек в Севастополе. Говорят, там появилось мощное дорожное оборудование и даже мини-завод по производству цемента. Начато строительство новой взлетной полосы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *