Малый Иерусалим

Малый Иерусалим — самый культовый маршрут Крыма

Крым — поликультурный и поликонфессиональный регион. Здесь существуют и сосуществуют разные традиции и верования, что замечательно. Маршрут «Малый Иерусалим», который проложен в Евпатории, как раз и берется это доказать.

Где находится Малый Иерусалим на карте

Маршрут проходит по старинным кварталам — в районе улиц Интернациональная, Караева, Караимская.

3D-панорамы

Подарок в честь юбилея

Евпатория — один из древнейших городов Крыма, да и в мире у нее не так много ровесников. Она уже официально отметила 2500-летие. Понятно, что за столь долгую историю тут появились и прижились представители разных народов — каждый со своим представлением о правильном жизненном укладе. И долгий опыт научил их жить вместе и уважать друг друга.

Каждый из этих народов внес какой-то вклад в застройку и обустройство города. Соответственно, в Евпатории появились здания, сильно различающиеся по стилю, но притом примерно равноценные в плане исторического и эстетического значения.

улицы маршрута Малый Иерусалим

И вот в 2003 году, в ознаменование как раз отпразднованного 2500-летнего юбилея города, было принято решение реставрировать и приспособить для экскурсионного посещения наиболее интересные здания, расположенные в старом центре Евпатории.

Это было тем более логично и удобно, что на сравнительно небольшом участке сосредоточились несколько интереснейших городских культовых строений (разных религий) и еще несколько исторических зданий утилитарного назначения.

Работы по наведению порядка в исторической части города (реставрацию, приведение в порядок улиц) заняли 4 года и обошлись в кругленькую сумму в 15 млн. украинских гривен. И в 2007 году официально появился комплексный экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим», включающий 12 объектов.

Караимская улица

Название было обусловлено наличием в этом списке исторических храмов трех религий — христианства, ислама и иудаизма, причем последнего как в классическом, так и в караимском варианте. Подобное как раз наблюдается в Иерусалиме — том, что в Палестине.

Евпаторийский аналог отличается от своего большого тезки куда более разумным отношением сторонников всех религий друг к другу, между ними нет конфликтов, и туристов, осматривающих памятники, не спешат разделять по религиозному признаку.

Изначально было очевидно, что он будет развиваться и пополняться. Все его 12 объектов находились на расстоянии максимум нескольких сотен метров друг от друга, но в столь же близкой зоне имелись и другие памятники, заслуживающие внимания. Местное руководство культуры выразило готовность передавать в состав маршрута и другие достопримечательности, стоящие на соответствующем учете.

вид на Старый Город

Это было тем более разумно, что новый тур сразу же стал очень востребованным. В первый же день его посетило почти 5 тыс. человек. А в день празднования 10-летия туристического пути был официально зарегистрирован рекорд — 7060 посетителей на маршруте.

Ввиду своей масштабности и исторической и религиозной значимости «Малый Иерусалим» из просто экскурсионного направления вскоре стал важнейшим фактором евпаторийской культурной жизни.

В 2014 году был создан культурно-этнографический центр, занимающийся не только организацией экскурсий по маршруту, но и обеспечением широких возможностей для развития национальных культур и популяризации евпаторийской истории в целом. В результате путь, кроме прочего, стал постоянной площадкой для различных мастер-классов, фольклорных шоу, традиционных выставок и других подобных мероприятий.

Гезлевские ворота внутри

Высочайшая историческая и культурная ценность объектов, организационная продуманность маршрута и его популярность у туристов принесло евпаторийскому комплексу немало заслуженных наград.

В частности, в 2012 году он удостоился премии на европейском уровне и был включен в «десятку ЮНЕСКО» — список первоочередных мировых объектов, рекомендованных туристам. В 2021 году «Малый Иерусалим» стал лауреатом премии «Маршрут года».

Экскурсионные возможности

Основным организатором туристических мероприятий в «Малом Иерусалиме» ныне является одноименный культурно-этнографический центр. Там можно заказать как комплексную экскурсию по всем основным объектам, так и посещение одного из них. Через него удобнее также заказывать билеты на тематические мероприятия, вроде музыкальной экскурсии (то есть включающей посещение театрализованного фольклорного действа).

Тахталы-Джами
Фото: © https://yandex.ru/maps/-/CCUZ5WBptB

Кроме того, центр устраивает на базе посещаемых объектов и другие мероприятия. Примером может стать «Город мастеров», представляющий традиционные ремесла и прикладные искусства народов Крыма — с торговлей и мастер-классами.

Также во второй половине июля в определенные дни здесь проходит фестиваль «Летние вечера на Караимской». Он представляет искусство и культурные традиции всех народов, населяющих Крым ныне и населявших его ранее. Туристы могут стать зрителями уличных концертов, карнавальных шествий и других зрелищ.

Но вовсе не обязательно прибегать к посредничеству культурно-этнографического центра. чтобы осмотреть интересные места пути. Это тур свободного доступа (некоторые ограничения существуют только для действующих культовых объектов).

фрагменты городской стены
Фото: © https://yandex.ru/maps/-/CCUZ5WF10B

Здесь нет билетов на посещение, платить надо только за экскурсионное обслуживание. А его имеют право предоставить и другие экскурсионные бюро (в том числе и не евпаторийские), и частные гиды. Поэтому вопрос только в доверии к их информации, цене и организационным возможностям.

В принципе никто не может помешать туристам прогуляться по историческому центру Евпатории и самостоятельно. Это старый, но живой район, а не музей-заповедник. Рядом с приметными объектами тут живут в своих домах и квартирах обычные горожане. Конечно, при самостоятельной прогулке информативность экскурсии будет ниже, но ничего запретного в этом нет.

Экскурсии по «Малому Иерусалиму» преимущественно проводятся пешим порядком. Расстояния невелики, и никакая подготовка для такой прогулки не нужна. Нет и официальных ограничений по возрасту или состоянию здоровья. Правда, не слишком разумно брать с собой детей-дошкольников — они все равно ничего не поймут в архитектурных стилях и исторических эпохах. Но если родители сочтут нужным — можно и это.

Одун Базар
Фото: © https://yandex.ru/maps/-/CCUZ5WRD2A

Существуют и более экзотические варианты прохождения знаменитой евпаторийской экскурсии. Некоторые бюро предлагают перемещаться по ней на велосипедах. С 2015 года проводятся прогулки на гироскутерах.

Основные достопримечательности

«Малый Иерусалим» по факту — целый район исторической Евпатории. Поэтому существуют расхождения по вопросам того, какие объекты следует считать принадлежащими ему. Конечно, расхождения эти не слишком значительны, но в разных описаниях маршрута все же можно видеть разные сведения касательно количества и списочного состава его достопримечательностей.

Собор Николая Чудотворца

По его поводу никаких сомнений нет — второй по высоте, площади и вместимости среди крымских христианских церквей храм однозначно принадлежит «Малому Иерусалиму». Свято-Николаевский собор был заложена еще в 1774 году, затем многократно перестраивался, а в современном виде строился в 1893-1899 годах.

Собор Николая Чудотворца

Своей архитектурой собор явно напоминает знаменитую константинопольскую Святую Софию. В его конструкции и украшениях присутствуют православные, византийские и георгиевские кресты — как указание на конфессиональную принадлежность, культурную преемственность и знак уважения к тем, кто защищал Евпаторию в ходе Крымской войны.

фото внутри собора

Собор восьмиугольный в плане, имеет 3 престола и огромный цельный купол диаметром 18 м. Есть при нем и колокольня. Изнутри помещение богато украшено фресками, но они не изначальные, а современные — первые образчики не сохранились. Храм действующий, поэтому туристы должны учитывать необходимость соответствия принятому в христианских церквях «дресс-коду», если они желают осмотреть помещение изнутри.

Мечеть Джума-Джами

Одна из самых крупных и старых мечетей Крыма известна также как Хан-Джами. Это второе название связано с традицией, по которой каждый очередной крымский хан, получив дозволение на правление от турецкого султана, на родине первым делом посещал богослужение в этой мечети и расписывался в особом документе.

Мечеть Джума-Джами

Процедура эта являлась для него своеобразной «инаугурацией». Мечеть строилась в 1552-1564 гг., и к моменту перехода Крыма под власть Российской империи 18 ханов успели получить в ней благословение на власть.

Автором проекта святыни выступил Мимар Синан Ага — главный архитектор двора султана Сулеймана Великолепного (широко известного благодаря кинематографу). Не удивительно, что константинопольский мастер использовал для евпаторийской мечети конструктивные особенности Святой Софии.

внутри мечети

Джума-Джами — центральное купольное сооружение, почти квадратное в плане, с двумя минаретами и двухэтажными боковыми галереями. Изнутри оно украшено традиционными орнаментами. Некоторые окна забраны цветными витражами, призванными символизировать времена года. Мечеть действующая. По понятным причинам это затрудняет ее осмотр изнутри.

Текие дервишей

Дервиши — представители направления в исламе, называемого суфизм, объединение наподобие ордена нищенствующих монахов. Текие — их монастырь. Текие дервишей в Евпатории — единственный такой памятник на территории СНГ, его сооружение относят к XV веку.

Текие дервишей

Монастырь представляет собой целый комплекс, сооружавшийся в разное время — собственно текие с кельями дервишей и залом, медресе (мусульманское религиозное училище) и мечеть, сильно пострадавшая от времени. Сооружения почти лишены украшений (суфизм полагает их недопустимыми), сложены из тесаного камня и выглядят мрачно, но прочно и основательно.

внутри монастыря

Ныне в текие дервишей можно посетить музыкальную экскурсию — театрализованное действие с демонстрацией традиционного танца дервишей, имевшего в их практике сакральное значение.

Турецкие бани

Комплекс бань был построен в Евпатории в начале XVI века. Это было не просто место принятия гигиенических процедур — тут встречались с друзьями, обсуждали дела (да-да, такой подход не вчера придумали, а еще в древности!).

Турецкие бани

Здесь же «приводили в товарный вид» рабов, пригнанных из военных набегов и предназначенных для продажи на местном рынке — дабы ценились выше. В бане было мужское и женское отделения. Помещения были отделаны уникальным мрамором и имели оригинальную систему отопления.

Невероятно, но факт — в 1987 году баня еще использовалась по назначению! Все погубила зарождающаяся рыночная экономика — строение передали кооперативу. Он начал с того, что допустил расхищение уникальной отделки, а потом и вовсе забросил здание.

фото внутри бань

На сегодня Турецкие бани реставрируются. Их уже можно осмотреть снаружи и изнутри и познакомиться с традициями гигиены позднего средневековья.

Гезлёвские ворота

Гезлёв — средневековое название Евпатории. Город был крупным, хорошо укрепленным портом. Он имел 5 врат. Все они находились либо в пределах, либо совсем рядом с «миниатюрным Иерусалимом», но увидеть можно только одни — Одун-базар капусы, или ворота Дровяного базара.

Гезлёвские ворота

Но и они не оригинальны — это современная реконструкция (выполнена в 2003-2007 годах), хотя и научно точно. От оригинального строения остались лишь фрагменты стен — оно сильно пострадало от времени и с 1959 году было разрушено.

Сейчас реконструированные Гезлевские ворота играют роль татарского исторического комплекса. Первый этаж занимает музей, где сохранены остатки оригинальных стен. На втором разместилось этническое кафе высокого уровня. А на третьем — историко-этнографическая экспозиция.

Купеческая синагога

Долгое время это была главная синагога Евпатории — а евреев в городе было немало. Она несколько раз перестраивалась, в последний раз — в 1911-1912 годах. Средства на обустройство давали основные посетители, которые были людьми торговыми, торговцами и купцами, потому и Купеческая.

Купеческая синагога

Сейчас синагога лишь отчасти напоминает себя изначальную — ее существенно перестроили в 1928 году, и как раз с тех пор она не используется в качестве культового места. Однако в качестве культурного памятника сохраняет свое значение. Площадка рядом используется для уличных концертов.

Синагога Егия-Капай

Ровесница Купеческой (даже строил оба здания один архитектор, А. Генрих), эта синагога прозвана Ремесленной. Однако сохранилась она относительно хорошо, в 2003 году была отреставрирована и вновь открыта после долгого бездействия в советское время.

Синагога Егия-Капай

Здание исполнено из желтого известняка, имеет вид классической трехъярусной базилики, изнутри разделено металлическими столбами на три нефа. Стены имеют скромные рельефные украшения, а кладка, в которой чередуются узкие и широкие ряды, отсылает к Иерусалимскому храму. В 2017 году возле синагоги появилась своя Стена плача.

Община Егия-Капай проявляет похвальную культурную терпимость. Дресс-код тут существует не для туристов, а исключительно для верующих евреев. Сюда пускают христиан, мусульман, буддистов, язычников и вообще атеистов — без проблем. Любой человек может прийти сюда, ходить где угодно и осматривать что угодно — даже если он одет в плавки.

внутри синагоги

Единственно — запрещено делать фото на фоне культовых объектов (сами объекты можно снимать сколько угодно). Конечно, туристы, посещающие «Малый Иерусалим», и сами соблюдают простой дресс-код, принятый в советских музеях.

Караимские кенасы

Караимы — малая народность Крыма, тюрки, исповедующие особое направление в иудаизме. Кенаса — караимский храм. Евпаторийские кенасы были построены в начале XIX века, а с 1837 года были центром культурной жизни караимов России.

Караимские кенасы

Комплекс состоит из Большой (для торжественных богослужений) и Малой кенас, а также двориков и религиозной школы. В советское время они использовались в качестве детского садика и учреждения культуры (что характерно — караимские общины никогда не возражали, если их молитвенные дома изымались под что-то общеполезное!), а сейчас являются культурным центом караимов.

Кенасы являются действующими. Также на территории комплекса находится библиотека, музей, кафе традиционной кухни. Дресс-код более чем либеральный.

Дом С. Бобовича (Хаджи-ага Бобовича)

Сима Бобович, богатый купец, несколько раз избиравшийся на пост городского головы Евпатории, был авторитетным караимским общественным деятелем и филантропом первой половины XIX века.

Дом С. Бобовича (Хаджи-ага Бобовича)

Бобович немало сделал для развития города, оставил евпаторийской общине крупное наследство и был в дружеских отношениях с целым рядом выдающихся людей своего времени. Его дом (очень простое, хотя и довольно большое здание) — типичный пример караимской архитектуры того периода. Особняк и ныне является жилым.

Церковь Сурб-Никогайос

Церковь принадлежит армянской ветви православия. Заложена она в 1817 году и строилась более 20 лет. при ней некоторое время действовала церковная школа. А в советское время здесь расположился дом инвалидов.

Церковь Сурб-Никогайос

Ныне церковь снова является действующей (что надо учитывать при посещении). Ее порталы (у здания три входа) и башенки колокольни и центральной части являются восстановленными — они были снесены после закрытия церкви в 1928 году. Однако основная часть сохранилась хорошо. Сурб-Никогайос имеет три нефа с апсидой в алтарной части. Внутри помещение разделено колоннами.

На восточной стене можно увидеть хачкар, то есть рельефный крест — это обязательный атрибут строения армянской церкви. Во дворе расположился еще один хачкар, но современной работы, из армянского туфа.

Крымчакский къаал

Крымчаки — малая народность, исповедующая разновидность иудаизма. Здание изначально было собственностью Эстер Шишман, а в начале ХХ века она сдала его в аренду крымчакской общине. В нем действовал также клуб национальной культуры и национальная начальная школа.

Крымчакский къаал

Сейчас бывший молельный дом является просто жилым — крымчаков осталось мало, и они на него не претендуют.

Сайт культурно-этнографического центра не включает этот объект в маршрут, но это делают некоторые информационные источники. Также ими включается в перечень посещаемых достопримечательностей небольшая евпаторийская мечеть Тахталы-Джами, не имеющая ничего общего с известным бахчисарайским памятником.

Дом С.Э. Дувана

С.Э. Дуван — представитель богатого караимского рода, городской голова Евпатории, культурный человек, немало сделавший для развития курортного потенциала местности. Большой дом, построенный в 1908 году, был коммерческим предприятием — Дуван с семейством жил в другом месте, а в здании сдавалось жилье на длительный срок.

Дом С.Э. Дувана

Дом Семена Эзровича Дувана — это красивое строение с богатыми рельефными украшениями, высокими прямоугольными окнами.

Он и сейчас жилой — после национализации его превратили в обычное многоквартирное жилье. Также в нем расположен евпаторийский туристско-информационный центр. Объект включен на сайте культурного центра, но информационными источниками обычно не упоминается.


В тему: Достопримечательности Крыма: ТОП-50


Памятник Ашик Умеру (Омеру)

Монумент включен в состав «Малого Иерусалима» только на сайте центра. Ашики — нечто вроде кобзарей, скальдов, бардов у тюркских народов. Омер известен сочинением более 2 тыс. произведений. Считается, что он родился в Евпатории (Гезлёве) в 1621 году и сопровождал в походах турецкое янычарское войско.

Памятник Ашик Умеру (Омеру)

Закончил жизнь Ашик Умер тоже в родном городе — зажиточным человеком и почитаемым автором. Памятник ему установлен в сквере возле Джума-Джами. Поэт изображен с сазом — традиционным инструментом ашиков.

Как добраться (доехать) до начала маршрута

Как правило, экскурсии начинаются от Культурного центра, расположенного по адресу Караева, 18. Рядом находится остановка городского транспорта «Улица Караева», через которую проходят автобусы №№ 6, 8 и 17.

На машине сюда можно самостоятельно добраться таким образом:

Контактная информация

  • Адрес: ул. Караева, 18, Евпатория, Крым.
  • Официальный сайт: https://little-jerusalem.ru/
  • Телефон: +7-978-200-50-11.

Почти все отзывы об отдыхе в Евпатории упоминают посещение хотя бы отдельных объектов описанного паломнического направления. Его территория в крымском городе — примерно то же, что София в Киеве или Красная площадь в Москве.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *